24 октября 2024
Статья

Возможности есть: Светлана Миронюк о женской повестке

Доля женщин в российском бизнесе за 3 года выросла с 32% до 41%, а в некоторых секторах превысила 50%, подсчитали аналитики Tinkoff Data. Тем не менее гендерный разрыв продолжает существовать: женщины в среднем зарабатывают меньше, сталкиваются со стереотипами и трудностями при карьерном продвижении.
Возможности есть: Светлана Миронюк о женской повестке

Своими мыслями о сложившейся ситуации на FWD. Woman Summit поделилась профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Школы управления СКОЛКОВО Светлана Миронюк.

Ключевые тезисы

Мышление запаздывает за институтами. Институционально условия для карьерного развития женщин в России есть и огромные. А резкий переворот в 2020-х рынка труда в сторону так называемой «диктатуры работника, а не работодателя» создает для женщин дополнительные выравнивающие стимулы.

Но стигма, как известно, дольше живет в голове, а не на бумаге или в законах. Стереотипы стигматизации изживаются долго и склонны вылезать при каждом удобном случае.

С похожей инерционностью мышления я столкнулась, например, в Южной Африке: апартеид отменили 30 лет назад, а вот первая черная женщина-профессор в одной из известных бизнес-школ там появилась всего 7 лет назад.

Десятилетия проходят между тем, как ограничения, дискриминация перестают быть правилами, законом, нормой, однако они остаются в головах людей – и должно смениться поколение, прежде чем «де-юре» начнет трансформироваться в «де-факто».

Сколько лет должно пройти, чтобы трансформация завершилась? Как показывает исторический опыт, может не хватить и 40 лет.

Платформы помогают в декрете. В России многие женщины начинают бизнес во время декретного отпуска – это интересный феномен, на который обратили внимание исследователи цифровизации Школы СКОЛКОВО.

Традиционно декрет ассоциировался с паузой в карьере – но платформы типа Wildberries и Ozon дали женщинам новую возможность реализовать себя.

Начать свое дело параллельно с домашними заботами, рождением ребенка и кормлением – продавать товары собственного изготовления, например картины, пряники или варежки, запустить свой небольшой бизнес – так цифровизация помогает преодолеть гендерный разрыв. 

Зачастую это дело, начатое в декрете как побочная активность, вырастает в полноценный бизнес. Кто-то попробовал, не получилось – но все равно приобрел ценнейший опыт.

Женщин в бизнесе все больше. Этот тренд фиксируется в разных отраслях, в образовании тоже. Еще 5 лет назад 20% женщин на образовательной программе для предпринимателей считалось успехом – сейчас классы обучающихся менеджменту и предпринимательству стали более выровненными: женщин теперь в них половина.

Интересный тренд – стали чаще приходить учиться женщины старшего поколения, уже успевшие сделать карьеру в найме и решившие начать собственное дело. Горизонт возможностей в женском предпринимательстве существенно расширился.

Возможности есть – но ими не всегда пользуются. Проблема дискриминационного мышления касается не столько окружения женщин, сколько их самих. Иногда они сами не готовы пользоваться теми возможностями развития, которые предоставляет современное общество.

К этой психологической особенности добавляется повышенная социальная нагрузка и социальная ответственность: заботы о семье, муже, детях, родителях.

Со сменой поколений, однако, стереотипы мышления тоже меняется. Представительницы поколения Z и Y (миллениалы) «открыли двери очень быстро» и, войдя в активную фазу построения карьеры, стали охотнее пользоваться возможностями, чем поколение X в том же возрасте.

Женские архетипы. Это проблема, значение которой зачастую недооценивают: исторически сложилось, что и в российской, и, шире, европейской культуре архетип героя – почти исключительно мужской, от Робин Гуда или Ильи Муромца до Бэтмена.

Женские героические архетипы встречаются в сказках нечасто. Например, Царевну-Лягушку можно считать символом глубокой внутренней трансформации.

Вокруг архетипов строятся модели поведения, и хорошо, что сейчас появились яркие образы женщин, пришедших к успеху в бизнесе, политике, искусстве.

Конструирование новых архетипов вокруг историй женского успеха – одно из необходимых условий для преодоления гендерного разрыва.

В советское время это были, допустим, образы Инессы Арманд и Клары Цеткин – сейчас, условно, Татьяна Бакальчук.

Резюме

Гендерные предрассудки подобны зеркалу тролля из сказки о Снежной королеве – разбившись, оно разлетелось по миру, и раненный таким осколком человек «начинал видеть все навыворот и замечать в каждой вещи лишь дурное».

Эти осколки стереотипов еще долго будут вымываться из человеческой психологии – в реальном мире появляются новые и новые возможности для женщин, нужно лишь присмотреться.

Культурная среда меняется, и истории сильных женщин, сделавших себя в 2000-е, 2010-е, и 2020-е показывают: трудолюбие, креативность, целеустремленность и перебарывают предрассудки и неверие в себя.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie