«В России предпринимаются беспрецедентные меры по развитию системы внеурочных занятий, создаются сразу несколько вертикалей дополнительного образования, нацеленных на развитие у школьников инженерных навыков, профориентацию в высокотехнологичных отраслях, раскрытие потенциала одаренных детей. Прежде всего речь, конечно, о «Кванториумах, которые с 2018 года открываются во всех уголках страны. Их «фишкой» является очень хорошая лабораторно-техническая база, которая позволяет школьникам получать те практические знания, которые не может обеспечить обычная школа. Кроме того, в работу с подростками начали включаться университеты, открывая различные кружки с вузовскими преподавателями и даже «детские университеты» (как, например, ДГТУ в Ростове-на-Дону). Параллельно с ними работают муниципальные центры технического творчества, готовится повсеместное открытие центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (в рамках нацпроекта «Образование»). Созданное недавно Кружковое движение Национальной технологической инициативы обещает запустить целый ряд собственных программ и особую олимпиаду для юных «технарей» и айтишников. Существует масса других проектов, включая федеральную программу «Билет в будущее», посвященную ранней профессиональной ориентации учеников 6-11 классов.
В ситуации, когда в развитие дополнительного образования вкладываются значительные ресурсы необходимо особое внимание обратить на подготовку педагогов. Занятия с использованием технической базы высокого уровня должны вести профессионалы, иначе все сведется к имитации учебного процесса!
Дополнительное образование вносит разнообразие в процесс обучения, дает ребенку углубленные знания и более сложные навыки в рамках определенного направления. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что внешкольные занятия дают множество преимуществ в социальной и академической сферах жизни учащихся. Такие программы помогают наладить контакты со сверстниками, расширяют кругозор, повышают самооценку и успеваемость в школе. Содержание дополнительных занятий, а также методики преподавания и подготовка педагогов требуют особого внимания.
В большинстве свежеиспеченных образовательных объединений, исключая вузовские «детские университеты», преподают учителя из обычных муниципальных школ и лицеев. Центры дополнительного образования помимо заработка могут дать им возможность пройти соответствующее обучение, пересмотреть подходы к работе с детьми и выйти на новый профессиональный уровень. Обновленные навыки и качественно иной опыт построения учебного процесса они принесут в обычную школу. Таким образом, закономерное стремление государства обеспечить кадровый потенциал и упрочить положение на высокотехнологичных рынках может быть конвертировано в существенное улучшение качества преподавания в средней школе. Если мы заранее обратим на этот процесс внимание и поможем такой трансформации учителей состояться».