У каждого университета должна быть тайна. Ведь и исследования, и образование – это работа по конвертации невежества в неизвестное. Чем больше знаешь, тем больше сокрытого. Организации, которая постоянно работает с загадками, и самой пристало быть загадочной. Должны быть подразделения, работающие по особым правилам, которые никому не понятны, потому что были определены визионерами с мудреным авторским видением, ракетное топливо в общежитиях, парочка призраков и двойные стены или, на худой конец, аудитория, которую невозможно найти. Наконец, в любом порядочном университете должно быть тайное общество.
В современном российском высшем образовании института тайных обществ нет. «Возможно, они настолько тайные, что нам о них неизвестно?», – ехидно спросите вы – и тем самым обнажите свое непонимание феномена.
Дело в том, что тайные общества на деле «приоткрытые» – никто не знает, что они делают, однако всем известно, что они есть. Почему это важно?
Инструмент меритократического отбора
У элитных университетов очень высокий конкурс на место. Конкурс еще выше у тайных обществ, которые тщательно выбирают своих членов из сотен студентов. Так мы получаем, де факто, двойной меритократический отбор. При этом кандидат не может манипулировать своим резюме, а только ждать, что будет замечен и избран.
Конечно, тайные общества бывают разными. Некоторые отдают предпочтение legacies – детям предыдущего поколения членов или просто студентам из социоэкономической элиты. Есть общества, которым не хватает престижа для привлекательности, и они просто рады всем. Однако, в большинстве случаев для того, чтобы вас выбрали, вам нужно быть потрясающим.
Будь потрясающим (Be fucking awesome). Делай что-то с энтузиазмом и гордись этим. Тебе не нужно быть частью 10 клубов, просто прояви себя действительно хорошо в одном из них. Сделай значимый вклад, сделай так, чтобы люди о тебе говорили.
Это рекомендации одного из членов тайного общества в Йеле на Quora, социальном сервисе обмена знаниями. Анонимный автор добавляет, что у вас не должно быть существенных социальных изъянов – людям должно быть комфортно с вами общаться, и вам нужно быть потрясающим на самом деле, а не только на бумаге.
Мотивационный механизм
Членство в тайном обществе, как известно, существенно повышает ваш социальный и культурный капитал. Среди высшей элиты англосаксонских стран достаточно высокий процент членов того или иного общества – так, актер Том Хиддлстон и Принц Чарльз принадлежат к Университетскому клубу Питта в Кембридже, Дэвид Кэмерон и Борис Джонсон к Буллингтон клубу в Оксфорде, а оба Буша и Джон Керри – к Йельскому «Черепу и костям». Идея стать адептом сама по себе волнующая и увлекательная. От этого к вашей идентичности будто добавляется скрытая сторона.
Для того, чтобы вас пригласили в тайное общество, нужно, чтобы вас заметили. Надежда на это заставляет многих студентов работать упорнее, высказываться громче, искать решения пооригинальнее. Мотивационный механизм может работать и на преподавателей, которые тоже нередко являются членами обществ.
Лояльность
Ощущение, что есть что-то еще, некий дополнительный уровень – власти, статуса, общности – важный фактор для лояльности. Люди уходят из организаций по разным причинам: дорогой человек в другом городе, выгорание, социальные конфликты, ощущение, что некуда расти. Развитая экосистема клубов, ассоциаций и сообществ создает дополнительные, «вложенные» возможности в пространстве университета.
Конечно, для жизнеспособности такой экосистеме необходим престиж. Чем меньше пренебрежения в вузе к сообществам, тем больше лояльности у преподавателей и выпускников.
Тайные общества также повышают лояльность к вузу напрямую. Они создают и хранят университетские традиции. Например, Общество фиолетовых теней в Виргинском университете напрямую декларирует сохранение традиций вуза как свою главную цель. Повестка университетских обществ всегда включает развитие университета. Список интервенций бесконечен: спонсорство, включая стипендии, неожиданные дары, поздравления, поддержка скорбящих или нуждающихся в подбадривании, награда тех, чья деятельность оказывает существенное положительное влияние на вуз, наказание тех, кто вредит. Общество IN8 («инэйт») в Университете Джеймса Мэдисона каждый год отправляет 8 писем таким студентам и преподавателям для того, чтобы показать, что их работа не осталась незамеченной. Наконец, обычно для того, чтобы стать членом общества, нужно уже делом продемонстрировать свою преданность вузу.
Позиционирование и бренд
«Череп и кости» в Йельском университете – самое известное тайное общество в мире. Оно вдохновило не только создание похожих обществ в других вузах, но все три триллера «Черепа» («Черепа», «Черепа II» и, конечно, «Черепа III»), общество Отряд жизни и смерти в «Девочках Гилмор» и многие другие реальные и вымышленные организации. Символы и знаки присутствия «Черепа и костей»: Холл общества с кличкой «Могила», остров Дир на реке Святого Лоуренса, число «332», неожиданно появляющееся в разных местах, слухи о связях с баварскими иллюминатами и ЦРУ – это неотделимая часть легендариума Йеля.
Тайные общества в университетах Лиги плюща входят в комплекс наиболее завидных элементов модели англосаксонского университета. Их притяжение держится на одном из наших самых страстных, самых тайных, самых сладких желаний – быть избранным.
Чем больше в вузе тайных обществ, тем он привлекательнее, потому что так студенты думают, что их куда-нибудь да выберут. Ну, и конечно, бренд самого общества имеет значение. Большинство тайных обществ выросло из дискуссионных клубов и работают на интеллектуальное развитие своих членов. Встречи строятся вокруг бурных обсуждений вопросов государственного управления, социальной организации, религии и тому подобного. Многие общества вообще занимаются исследованиями, развивая институционального сагу самого университета – и это кроме всех остальных добрых дел.
Однако есть и ветки, которые построены на идеях социальной стратификации, и иногда и насилия. Парочка скандалов, обычно связанных с инициацией, скорее полезны, но только если дело не становится по-настоящему опасным. В историях многих англосаксонских тайных обществ есть смерти неофитов. Отчасти из-за этого, отчасти из-за расизма, сексизма и классовости в отдельных ярких случаях уже больше десятилетия нарастает дискуссия о том, что тайные общества с их подозрительными делами должны уйти в прошлое.
Символы тайных обществ, встроенные в пространство кампуса, действуют как аугментированная реальность, добавляя еще одно измерение смысла. Идешь на лекцию, замечаешь рисунок ротонды на тротуаре, как символ общества CHI в Лонгвудском университете или череп с буквой С, знак Общества мертвеца в Университете Вашингтона и Ли, и утро вдруг перестает быть скучным. Традиционно, используется погребальная символика: кости, черепа, кресты, свечи, кровь. Почему? Адепты должны помнить, что мы смертны, но наши дела остаются после нас.
Полнота образовательного пространства
Университетское образование – это не только и часто не столько то, что вы видите в учебном плане. Мне нравится разделение образовательного пространства на три составляющие.
Первая – формальное образование (в англоязычном дискурсе formal curriculum). Это видимая и обязательная часть образовательного процесса: образовательные курсы, экзамены, стажировки. Она представлена в формальных документах и осуществляется в учебное время.
Вторая – неформальное образование (informal curriculum). Это образовательная среда, из которой можно добрать недостающие опыт, компетенции, социальный и культурный капитал. Сюда относятся такие элементы университетской жизни как политика размещения и культура в общежитиях, самоуправление, университетские медиа и, конечно, сообщества, включая тайные.
Есть еще скрытое образование (hidden curriculum). С одной стороны, это принципы организации образовательного пространства – предметы веры его архитекторов. Например, «все студенты равны» или, наоборот, «некоторые студенты равнее других». Это также правила жизни, которые студенты усваивают в процессе обучения. Например, «каждый получит поддержку» или «выживает сильнейший».
Тайные общества, собирая критическую массу наиболее популярных студентов и преподавателей, работают как плавильный котел для правил игры в университете. Это также часто теневой стратегический штаб. Для образовательного пространства они как монограмма на рукаве. Можно и без них, но с ними интереснее.
А теперь игра. Я начну. Если бы я создавала тайное общество, я бы назвала его Орденом Багряного Чертополоха (все розы заняты, а без отсылок к крови не обойтись!). Нашей повесткой была бы, конечно же, защита Университета от критики. Мы бы собирались на рассвете, а признаком членства был бы алый вязаный шарф, потому что рассветы – дело зяблое. Призвание: классическое постукивание по плечу. Инициация: пробежать со мной от Грэхена до Церматта. Членам необходимо знать основные факты про первые университеты (считаем от Аль-Карауина), а спросить их могут в любой момент.
Ваша очередь!