01 декабря 2023
Статья

Управление научными исследованиями в условиях неопределенности

Управление научными исследованиями в условиях неопределенности

Управленцами в науке чаще всего становятся, достигнув определенных высот в дисциплинарных областях. Поэтому многие руководители исследовательских институций действуют в условиях двойной неопределенности: с одной стороны, быстро меняющиеся внешние контексты, с другой – без управленческого бэкграунда может быть неочевидно, по каким сигналам можно отслеживать текущую ситуацию изнутри организации. Делимся фрагментом лекции профессора Университета Лестера (University of Leicester) Александра Горбаня для участников нашей программы «Лидеры научно-технологического прорыва» о том, как должна быть устроена управленческая деятельность в научных организациях.

Источник: Wikimedia

Довольно часто кроме конкретных планов и программ нужно разрабатывать и запускать процессы их постоянного обновления, а также управлять этими процессами. В управлении исследовательскими организациями это значит задавать вопрос не «какое направление мы будем развивать?», а «как решать, какое направление развивать?» и как обновлять эти решения. В системе образования – не «чему учить в университете?», а «как мы будем решать, чему и кого учить?». Даже в таком долгоиграющем списке, как стратегические приоритеты, все равно важно спрашивать не просто «каковы наши стратегические приоритеты? (раз и навсегда)», а «как мы будем критиковать и модифицировать наши приоритеты по слабым сигналам от непредсказуемого мира»?

Что такое управление научными исследованиями?

По определению Г. П. Щедровицкого, управление – это деятельность над деятельностью. В управлении наукой об этом нередко забывают. Например, руководители разрушают базовую деятельность, забывая: чтобы управлять, нужно, чтобы проросла деятельность. Науке на это требуются годы, а уничтожить ее можно быстро. Поэтому среди целей управления должно быть позиционирование во времени.

Предсказуемость изменений

После определения важно обсудить предвидение изменений. Игорь Ансофф изучал степень предсказуемости в четырех поколениях управленческих систем.

  1. Управление в абсолютно стабильном мире, как считает Ансофф, это просто контроль за исполнением.
  2. Управление на основе экстраполяции – изменения быстрые, но будущее представимо при анализе прошлых изменений.
  3. Управление на основе предвидения изменений. Простые тренды не всегда работают и нужны специальные исследования, чтобы предугадывать неожиданные изменения на фоне существующих тенденций.
  4. Управление на основе гибких экстренных решений подразумевает работу в плохо предсказуемом мире. Для решения проблем нужно обращение: «Что можно делать в качестве ответа на неожиданности?». Будущие управленцы должны обдумать, как подготовить систему управления для вызовов, которые нам еще неизвестны. Эти черные лебеди еще не родились, как с ними тогда работать?

Масштабы времени в вашей институции

Ансофф вводит шкалу нестабильности. Возьмите характеристики для вашей управляемой системы с учетом внешней среды и изменений.

Таблица нестабильности по Ансоффу (Ансофф И. Стратегическое управление, М.: Экономика, 1989.)

Ансофф предлагал более чем тысяче управленцев из разных стран мира определить, какое место занимает их организация на шкале нестабильности. Вы тоже можете применить этот метод:

  1. Определите, какие условия деятельности быстрее всего трансформируются и какие из них зададут темп изменений, на которые вы должны отвечать. Например, в университете меняется спрос студентов на дисциплины, приток абитуриентов. Меняются условия финансирования, фонды выдвигают иные запросы, смещается фокус исследований.
  2. Пользуясь таблицей, определите темп и неожиданность изменений.
  3. Связав эти три характеристики, поставьте средний балл.

Это упражнение полезно, чтобы понять, в каких масштабах времени работать, и выбрать соответствующий стиль управления.

Сейчас непредсказуемость существенных изменений стала общепризнанной, а необходимость управления по слабым сигналам вошла в учебники.

Другие вопросы на размышление

Продумывая стратегию управления, попробуйте найти решения для нескольких задач:

  • Для управления исследованиями создаются системы проблем-вызовов разного уровня – от глобальных до локальных. Как вы можете создать специальный список проблем для своего региона, университета, и инициировать работу по этим проблемам?
  • Посмотрите на управление британской системой REF (Research Excellence Framework ≈ Оценка качества исследований). Придумайте, как создать в университете систему, стимулирующую публикацию рейтинговых статей и подачу грантов и помогающую делать это успешно, на постоянной основе.
  • Честная экспертиза без подмигивания – абсолютно необходимое условие успешного управления наукой. Предложите постоянно действующую систему по поддержанию и воспроизводству этики экспертизы.
  • Каждая организованность должна иметь свою систему статусов, формализованную в достаточной степени. Система статусов – инструмент подготовки и отбора экспертов, способ выстраивать иерархию отношений и др. Как наладить у Вас процесс присвоения статусов, широкий, но без девальвации?
  • Академическая свобода имеет институциональный («свободен университет») и индивидуальный («свободен профессор») компоненты. Конфликты между ними неизбежны. А Вы можете придумать оргуправленческий механизм разрешения этих конфликтов?
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie