С учетом крайне непростых исторических взаимоотношений между двумя странами, такие шаги навстречу уже отражаются на предпринимательских сообществах. Возможно, в массовом сознании Турция по-прежнему воспринимается как один большой all-inclusive-отель, но сегодня российский бизнес способен найти на этой территории точки роста и выхода на глобальные рынки.
Турция на перекрестке цивилизаций
Исторически Турция – «связующее звено» между Европой и Азией. Как отмечает профессор бизнес-практики, проректор по исследованиям и директор Института исследований развивающихся рынков Алексей Калинин, во многих отношениях геоэкономический контекст и политический ландшафт Турецкой Республики и Российской Федерации схожи – это делает территорию более понятной для российских предпринимателей.
Несмотря на многочисленные вызовы, с которыми страна столкнулась за последние несколько лет, ВВП по паритету покупательной способности Турции составляет 2,3 трлн долларов США, что ставит ее на 11 место в мире. В структуре ВВП большой процент занимают услуги – 60,7%, промышленность – 32,3%. Сельское хозяйство в стране – также очень развитый сектор; к примеру, 70% орехов в мире производится именно здесь. Турция является вторым крупнейшим производителем электроники и бытовой техники. 10% в структуре ВВП страны занимает текстильная промышленность, объемы которой делают страну четвертым по величине экспортером. К ключевым индустриям Турции также относятся строительство и недвижимость, металлургия и автомобильная промышленность.
Исторически сложившиеся связи с Европейским Союзом значительно влияют на турецкую экономику. По итогам 2021 года турецкий экспорт составил 225 млрд долларов США, где на Европу приходится более 40%; основные партнеры по экспорту – Германия, Великобритания, Италия. Юрист компании ASY Legal Али Юртсевер отмечает, что в текущих условиях Турция представляется для российского бизнеса идеальным хабом:
Использование возможностей региона открывает бизнесу такие рынки, как Евросоюз и MENA. При этом Турция является участником Таможенного союза ЕС, а также имеет ряд соглашений о свободной торговле с 28 другими странами.
Важнейшую роль в качестве глобального хаба играет Стамбул: его экономика составляет 31% от турецкой экономики в целом; здесь сосредоточено 55% производства и 45% объема международной торговли страны. Также Стамбул – мировой центр логистики – через него проходит 300 млн тонн нефти в год, а через пролив Босфор проходит больше кораблей, чем через Суэцкий канал.
Возможности и вызовы для бизнеса в Турции
Социально-экономическая стратегия Vison Turkey 2023 – дорожная карта развития территории и одна из основ государственной политики страны. Она включает в себя достижение целей в развитии разных сфер экономики и социальной инфраструктуры, в том числе транспорта, здравоохранения, туризма и многих других направлений. Несколько поставленных целей уже удалось достичь, и, в целом, динамика остается положительной, но многие задачи вряд ли будут реализованы по ряду причин, отмечает Алексей Калинин. Турция также сталкивается с политическими и экономическими вызовами: высокая инфляция, волатильность национальной валюты, раскол национальных элит создают угрозы для стабильного развития страны.
Тем не менее, несмотря на возможные риски, Турция год от года становится все более привлекательной территорией – не только как рынок, но и как ресурс. По словам Али Юртсевера, за последние 3-4 года открыть или провести релокацию компании в Турцию стало гораздо легче, чем ранее. Эти тезисы подтверждает и Дмитрий Стародубцев, CTO и кофаундер компании Mighty Buildings, отмечая, что в Турции за последние годы произошло стремительное развитие исследовательской инфраструктуры. За 20 лет число специалистов, занятых в исследовательской деятельности на территории страны, выросло с 80 тысяч до 240 тысяч. Для сравнения, в таких странах как Венгрия или Румыния, общее число исследователей за этот период осталось приблизительно на том же уровне, что и было. За те же 20 лет объем затрат на НИОКР в предприятиях на территории Турции вырос десятикратно, до 25 млрд долларов США. По словам Дмитрия Стародубцева, привлекательность страны для иностранных компаний выросла за счет системы льгот со стороны государства: свои исследовательские центры здесь открыли примерно 200 иностранных компаний.
Стартап-экосистема в стране развивается не очень динамично, однако 2021 год был ознаменован многократным ростом объемов фондирования: за этот период венчурные фонды и бизнес-ангелы инвестировали в стартапы 1,2 млрд долларов. Для сравнения – объем инвестиций в 2020 году составил 143 млн долларов при большем числе раундов. Это связано с повышенным вниманием со стороны крупных игроков венчурного капитала.
Заключение
Предприниматели и юристы отмечают, что упрощение процедуры открытия компаний или филиалов, а также относительно низкие издержки ведения бизнеса делают Турцию перспективной для российских компаний. При этом территория открывает много возможностей для глобалшифтинга в регионе, являясь достаточно привлекательным рынком сама по себе – в Турции динамичная, диверсифицированная и конкурентоспособная экономика.
Школа управления СКОЛКОВО в рамках программы Global Shift организует бизнес-экспедиции для более детального погружения в специфику территорий, изучения возможностей и проведения good-enough исследования гипотез – осенью 2022 года состоятся экспедиции в ОАЭ, Саудовскую Аравию и Турцию.