В статье для издания «Большие идеи» директор по корпоративному обучению Школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук подробно рассказывает о своем видении образовательных процессов в ближайшем будущем. Мы собрали краткие тезисы.
Сфера образования в России переживает непростой период. Сейчас в России невозможно сдать экзамены, необходимые для поступления в международные университеты (например, тесты TOEFL и IELTS, GRE, GMAT), что означает, что в ближайшие несколько лет у российских студентов будут сложности с поступлением в иностранные учебные заведения, поставлено на паузу глобальное сотрудничество в области онлайн-образования (Coursera и EdX закрыли доступ к платным курсам для российских студентов), российские бизнес-школы больше не могут получить международную аккредитацию и, хотя имеющиеся не отозваны, следует иметь в виду, что это делает невозможным участие в международных рейтингах.
Российские университеты также рискуют выпасть из международных рейтингов. Две крупнейшие исследовательские организации, Times Higher Education и QS, самостоятельно определяют политику допуска участников, так что такая вероятность существует.
Совместные образовательные программы российских и иностранных вузов приостановлены: в 2021 году в России насчитывалось более 500 программ двойных дипломов, которые позволяли студентам учиться сразу в нескольких университетах мира. Для исследователей ограничен доступ к международным базам знаний и научным журналам, что негативно скажется на международных научных публикациях.
Скорее всего, вынужденная изоляция от части международного образовательного и научного сообщества в среднесрочной перспективе заставит российское образование переориентироваться на партнеров из СНГ, Ближнего Востока и Азии, с которыми за последние годы сложились хорошие отношения.
Развитие новой академической географии -– долгая и кропотливая работа по выстраиванию доверия на уровне команд и институтов. Возглавят этот процесс ведущие российские университеты, бизнес-школы и корпоративные университеты, имеющие сильный бренд, значительный кадровый потенциал и опыт реализации образовательных программ мирового уровня.
Изменение потребностей аудитории
На первый план выходят короткие форматы: встречи с экспертами, обмен опытом, стратегические дискуссии, групповой коучинг. Очевидно, что менеджеры в сложившихся обстоятельствах ищут безопасное интеллектуальное и социальное пространство, где они могут осмыслить происходящее, познакомиться с работающими практиками и пересмотреть личную стратегию. Образование временно берет на себя функцию психотерапии, оказывая поддержку человеку, оказавшемуся в ситуации неопределенности.
В ближайшем будущем на первый план выйдут вопросы, связанные с международным развитием - создание международных логистических и платежных экосистем, устойчивых к вторичным санкциям. Корпоративная дипломатия и стратегические партнерства станут важным фактором успеха на международных рынках.
Следующий важный вопрос - оптимизация структуры затрат и непрерывное улучшение операционных процессов с целью контроля издержек при сохранении качества продукции.
Быстрое и качественное замещение выбывших цифровых и промышленных технологий потребует пересмотра текущих R&D-процессов в сторону гибкости и клиентоцентричности, объединения инженерных и управленческих знаний.
Устойчивое развитие, очевидно, сменит приоритеты: сама по себе ESG-повестка не утратит своей значимости, но доминировать будет социальный аспект, касающийся благополучия их сотрудников и семей, развитие социальной инфраструктуры.
Гибкие команды – основная единица развития компании в условиях быстрых изменений. Это потребует значительных изменений в сфере управления персоналом: лидерство становится не столько задачей топ-менеджмента, сколько ежедневной практикой работы сотрудников в малых командах.
Последствия пандемии все еще актуальны
На смену глобализации приходит деглобализация, цель которой - усиление интеллектуального суверенитета стран и борьба с утечкой мозгов.
Важным драйвером изменений образовательного ландшафта может стать переоценка возможностей онлайн-обучения. После пандемии крупнейшие международные платформы, предлагающие массовые открытые онлайн-курсы, испытывают сложности с ростом количества пользователей и их удержанием: оказалось, что учащимся нужно нечто большее, чем записанный контент и сертификат.
Образование - не только новые знания, но и живое общение, эмоции и нетворкинг, которого так не хватало в пандемию. Возможно, следующий этап в развитии онлайн-образования будет связан с созданием виртуальных вселенных, которые в совокупности смогут дать образовательный опыт, превосходящий опыт обучения в реальном классе - подобные инновации потребуют больших инвестиций в технологии и контент, поэтому основным драйвером нового поколения онлайн-обучения станут крупные технологические корпорации и отдельные страны.
Еще одной зоной изменений в образовании станет обучение взрослых: в условиях перманентных кризисов многие люди заинтересованы не столько в постоянной профессиональной переподготовке, но стремятся выстроить для себя устойчивую систему координат и определить успешную жизненную стратегию. Запрос на развитие зачастую связан с личными целями, сменой жизненных приоритетов, желанием быть частью определенной социальной группы и ответом на вопрос: «Как устроен мир на самом деле?».
В каком направлении развивается образование будущего
Сейчас мы находимся в ситуации, когда вопросов о будущем больше, чем ответов. Это новая зона роста, которая приведет к появлению образования, построенного на принципах обучения не столько в образовательных учреждениях, сколько в в сообществах, где доверие и социальная безопасность будут создавать основу для раскрытия человеческого потенциала.
Цель обучения будет сфокусирована не только на получении знаний, но и на постановке адекватных вопросов, коммуникации, рефлексии и формировании мышления, которое позволит сохранять устойчивость в ситуациях неопределенности.
Работа с многообразием станет основой обучения - выработка общего языка и взаимопонимания с людьми из разных социальных групп и профессий позволит обогатить представление человека о себе и мире.
Важное место будет занимать физическое и психологическое развитие человека: это потребует перехода от разработки образовательных программ к конструированию персонального образовательного опыта.
Поиск баланса между формальным и неформальным образованием станет одним из главных вызовов и персональной зоной ответственности каждого человека. В российской образовательной среде предстоящие годы будут временем определения новой глобальности и формирования интеллектуальной повестки, значимой для российского бизнеса и общества.