Образовательная программа | Стратегический менеджмент

Master in Project Strategy

Программа по разработке стратегических проектов в масштабе отрасли, сферы или региона
Запросить презентацию
29 марта 2024
Статья

«Tуту.ру»: как вдохновить людей на путешествия, или зачем бизнесу стратегия, выходящая за его границы

Представители отечественных туристических агрегаторов по инициативе «Tуту.ру» предложили регулятору разрешить бизнесу продавать на своих площадках комплексный турпродукт. Это поможет эффективнее обслуживать запросы путешественников в онлайн-сегменте. О том, как участники тревел-рынка пришли к этой идее и при чем здесь программа SKOLKOVO Master in Project Strategy (ранее — Master in Public Strategy), рассказал Игорь Сивец, член совета директоров сервиса путешествий «Tуту.ру».«Tуту.ру»
«Tуту.ру»: как вдохновить людей на путешествия, или зачем бизнесу стратегия, выходящая за его границы

Онлайн-сервис для организации путешествий «Tуту.ру» был придуман 20 лет назад студентами мехмата МГУ. Игорь Сивец и Дмитрий Храпов создали сайт с расписанием движения электричек, чтобы упростить себе жизнь и сделать более комфортными еженедельные поездки за город. Как показало время, они точно попали в интересы аудитории. Вокруг «Tуту.ру» стало формироваться сообщество: сначала люди заходили на сайт, чтобы посмотреть расписание электричек, затем поездов, а впоследствии сервис превратился в солидный бизнес — платформу по продаже билетов, номеров гостиниц и туров. Сегодня «Tуту.ру» является значимым игроком российского рынка туристических услуг и входит в десятку крупнейших в мире, а сайт проекта привлекает 40-50 миллионов визитов в месяц, обгоняя «Аэрофлот» и РЖД, — люди покупают билеты, бронируют гостиницы, изучают информацию про места отдыха, вдохновляясь на путешествия и поездки. 

Заняв лидирующие позиции в индустрии, компания «Tуту.ру» решила реализовывать стратегию первого игрока — внедрять новые услуги и технологии, наращивая конкурентное преимущество, одновременно формируя сам рынок. Команда проекта осознала необходимость способствовать развитию туризма в масштабах страны, ведь создание благоприятной и конкурентной среды в отрасли и ее модернизация будут напрямую способствовать процветанию их бизнеса.

«Мы с коллегами очень любим учиться, у каждого из нас за плечами уже не одно образование. Поэтому, поставив для себя довольно амбициозную цель — спроектировать, а затем и воплотить в жизнь новый образ туристической отрасли в России, мы решили пойти учиться в СКОЛКОВО на программу Master in Project Strategy, которая помогла бы нам ее достичь», — вспоминает Игорь Сивец, член совета директоров сервиса путешествий «Tуту.ру». 

Программа Master in Project Strategy (MPS) оснащает слушателей инструментами и моделями мышления для работы с масштабными проектами, затрагивающими уровни целой отрасли, сферы или региона, а затем позволяет проверить разработанные в ходе обучения проекты на прочность перед ведущими управленцами страны, которые могут помочь в их реализации.

«Мы шли учиться с намерением в дальнейшем перейти в формат так называемого travel mall, комплексного решения из отдельных вертикалей, которые собраны и сшиты на единой платформе, но не очень плотно связаны друг с другом. Мы хотели превратить «Tуту.ру» в экосистему туризма, в рамках которой пользователь мог бы приобрести билеты, найти необходимую информацию и обсудить с другими посетителями портала все интересующие его детали предстоящей поездки. Мы чувствовали, что готовы не только удовлетворять запросы на покупку билетов, но можем стать той самой отправной точкой, где у клиента зародится мысль о путешествии, а затем поможем быстро, удобно, эффективно и недорого все спланировать. В целом, основная идея, с которой мы пришли в СКОЛКОВО, была в том, чтобы развивать туризм у нас в стране, вдохновлять людей на путешествия. Параллельно мы собирались решить и свою бизнес-задачу — с помощью нашего сервиса удовлетворить этот растущий спрос», — рассказывает Игорь.

«Tуту.ру» прокладывает пути в регионы России

Спроектировав на программе стратегию развития туристической отрасли с учетом собственных интересов, Игорь с коллегами приступили к ее непосредственной реализации на практике. Масштаб замысла определил необходимость выстраивания партнерских отношений с государственными структурами, формирования почвы для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с регулятором. Первой инициативой такого рода стало тревел-шоу «Чек-лист», созданное вместе с Ростуризмом и TV Brics.

«Мы провели исследование и выявили, что люди в России не путешествуют, потому что не знают, куда поехать и что посмотреть. С этими данными мы пришли в Ростуризм и договорились о запуске совместного видео-проекта. Мы отправили в путешествие по России известного блогера, который получил от местных экспертов – министра туризма, мэра или губернатора – крутой маршрут, отвечающий важным для каждого путешественника параметрам: сочные фото, ограниченный бюджет, уникальный опыт и традиционные активности. Блогер проверял рекомендованные губернатором локации с точки зрения их соответствия интересам туристов и делился со зрителями честной обратной связью. Проект завершился в 2022 году, когда Ростуризм был упразднен», — пояснил суть проекта Игорь.  

Сейчас «Tуту.ру» вместе с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики готовит к запуску масштабный проект по продвижению туристического бизнеса в макрорегионе. «Tуту.ру» разрабатывает онлайн-платформу, на которой предприниматели смогут увидеть, насколько популярны регионы Дальнего Востока и Арктики, оценить динамику их развития, прочитать о достопримечательностях и интересных событиях. А те, у кого пока нет бизнеса, но есть потенциал для его развития, смогут посмотреть идеи, как это работает в соседних регионах, изучить возможности и доступные источники финансирования. 

Закон о туризме: как менять правила игры на рынке

Стратегия, разрабатываемая на программе MPS, отличается от бизнес-стратегии тем, что в ее реализацию необходимо вовлекать других стейкхолдеров и решать с ее помощью определенные проблемы, возникающие в виду отсутствия коммуникации об общем объекте и частных планах между ключевыми игроками отрасли. Для ее успешной реализации необходимо, чтобы она была поддержана соответствующим законодательством, которое обеспечит правовую основу для предусмотренных ею действий. В противном случае действующие законы могут стать серьезным препятствием для ее реализации. Обучение на программе MPS помогло Игорю и его команде сменить угол зрения на привычные правила игры на рынке, оценить перспективы развития бизнеса с точки зрения текущих рамок нормативного поля в отрасли и взять инициативу по их изменению в свои руки:

«Федеральный закон 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был принят еще в 1996 году. Неудивительно, что за это время туристский ландшафт заметно изменился, и нужно адаптировать нормативную базу под современные реалии. В частности, с тех пор на тревел-рынке появился новый тип компаний — туристические агрегаторы. Одним из крупнейших сервисов такого плана стал «Tуту.ру». Совокупно на долю агрегаторов приходится от 15% до 45% продаж в зависимости от конкретного вида услуг. При этом в нормативном поле до сих пор нет даже самого понятия «туристический агрегатор», так как на момент принятия закона об основах туристской деятельности их не существовало. На практике это означает, что в рамках одного чека вы не можете купить отель и перелет, потому что в соответствии с законом 1996 года это действие будет трактоваться как туроператорская деятельность агрегатора».  

Игорь Сивец объясняет, что отсутствие четких правовых рамок приводит к проблемам с определением ответственности агрегаторов за качество предоставляемых услуг. Также не всегда ясно, каким образом должны регулироваться отношения между агрегаторами и туристическими компаниями, объектами размещения, перевозчиками. Нечистоплотные игроки могут злоупотреблять своими полномочиями и нарушать права потребителей. Это может создавать негативный имидж всей отрасли туризма.

Назрела необходимость законодательно определить статус такого субъекта, как агрегатор в сфере туризма и путешествий, и урегулировать его деятельность, ведь это необходимо для сохранения позитивной динамики развития интернет-сервисов в отрасли в целом. Для этого команда «Tуту.ру» инициировала создание коалиции, куда вошли крупные игроки тревел-рынка России, такие как МТС Travel, Ostrovok.ru и другие:

«Опыт обучения на MPS научил нас тому, что мыслить и придумывать что-то принципиально новое можно только в команде. Вместе мы готовы заниматься законотворчеством и представлять регулятору наше видение туристического сектора, поскольку мы с коллегами занимаем достаточно прочные рыночные позиции не только в сфере туристических услуг, но и в российском бизнесе в целом. Сейчас мы совместно вырабатываем наиболее эффективное решение, которое не требует государственного финансирования — деньги нам не нужны. Наша цель — создать такие правила, которые способствовали бы развитию туризма в стране. И это полностью соответствует тем KPI, которые стоят у регуляторов». 

Туристическое братство: консорциум для развития отрасли 

Первые встречи членов коалиции не приносили желаемого результата в связи с проблемами командного взаимодействия, но со временем участники синхронизировались:

«На старте мы не могли согласовать ни одной строчки, ведь мы из принципиально разных бизнесов, и у всех свои интересы. Спустя месяц мы отлично сработались. Еще в апреле этого года я не верил, что мы сможем договориться, а сегодня у нас есть общая позиция, мы сформировали финальное предложение по изменению законодательства, единогласно поддержанное всеми участниками, и направили его на рассмотрение в комитет Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Нас в этом здорово поддержали Христофор Константиниди и Николай Валуев».

Участники договорились о создании такого субъекта как туристический агрегатор, определили его полномочия и обязанности, а также четко прописали требования, которые должны предъявляться к такой сущности. Возможность продавать на площадках отечественных туристических агрегаторов комплексный продукт, закрепленная в рамках поправок о регулировании их деятельности, позволит создавать туристические экосистемы и сделает этот рынок более безопасным, удобным и прозрачным для пользователей. 

«Наличие четкой правовой базы позволит в конечном итоге упростить для людей возможность самостоятельно путешествовать. У туроператоров есть свой рынок, и он никуда не денется. Наша же цель – привести новых людей, которые хотят и готовы организовывать поездки самостоятельно, это принципиально другая аудитория. А наш общий интерес состоит в том, чтобы побудить людей к путешествиям. Мы знаем, как их на это вдохновить, а затем удовлетворить этот запрос, чтобы поездок стало больше. Но для того, чтобы мы могли это сделать, нам надо упростить регуляторные механизмы, которые позволят этому рынку развиваться и совершенствовать качество услуг. Когда улучшается качество, люди больше ездят. Это колесо, которое мы можем запустить. Этим мы и занимаемся прямо сейчас», – подытожил Игорь. 


Способность выйти за рамки собственной  бизнес-стратегии и начать проектировать в масштабе отрасли или территории требует от руководителей специфического интеллектуального инструментария, стратегирования на горизонт в 5-10 лет, коммуникации и кооперации с другими игроками как частными, так и государственными. Без этого выхода за рамки привычной бизнес-реальности невозможно говорить об устойчивом развитии отрасли или региона присутствия компании. Это обусловлено несколькими факторами: 

  • Устойчивость и долгосрочность: она позволяет компании задавать вектор движения отрасли вместо того, чтобы адаптироваться к постоянно меняющимся внешним обстоятельствам. Бизнесы, которые делают шаг в стратегии нового для себя масштаба, могут лучше удерживать свои позиции на рынке и быть конкурентоспособными в долгосрочной перспективе, вступать в эффективные кооперации. 
  • Репутация и имидж: стремление компании принимать активное участие в решении общих проблем и вызовов отрасли подчеркивает ее ответственность и готовность внести вклад в общий успех. Это способствует привлечению новых клиентов, партнеров и инвесторов, а также укрепляет доверие.
  • Легитимность и социальная лицензия: когда компания ведет себя как субъект, ответственный игрок, который понимает и учитывает интересы различных групп и стремится к достижению общей пользы, ее переговорная позиция с стейкхолдерами как из бизнеса, общества, так и из органов власти, становится более фундированной. 
  • Инновации и конкурентоспособность: переходя на новый уровень стратегического планирования можно увидеть новые возможности и рынки, сделать ставку на инновационные продукты или услуги, отвечающие этим вызовам. 
(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie