Зачем нужна цифровая трансформация
С началом любого кризиса многие бизнесы вынуждены менять свой базовый набор принципов. Среда становится более волатильной и неопределенной, и привычный для многих индустриальный тип организации, который возник после промышленной революции, теряет прежнюю актуальность.
Основные принципы индустриальной организации выглядят так:
- Централизация всех решений наверху. Вся информация движется снизу вверх.
- Понятная стратегия. По определенному плану строится работа на всех уровнях.
- Большое количество штатных middle-менеджеров. Практически все процессы выполняют штатные сотрудники.
Пример построения индустриальной организации
Главная сильная сторона данной концепции заключается в том, что при стабильной среде она очень эффективна. Однако когда обстоятельства начинают быстро меняться, отлаженная структура дает сбой. Причина — нехватка гибкости. Не допустить застоя помогает сетевой тип организации.
Пример построения сетевой организации
Для него как раз и нужна цифровая трансформация.
Как перейти в цифру
Цифровая трансформация — это не только и не столько использование цифровых инструментов. Прежде чем думать о способах перехода, нужно позаботиться об изменениях в трех основных составляющих любой эффективной компании:
Бизнес-модель. Подумайте, какую ценность вы можете создать и монетизировать в условиях неопределенности. Традиционные продуктовые бизнес-модели должны уйти на второй план. Их место займут бизнес-модели, связанные с предоставлением актуальных клиентских решений.
Организационная модель. Рассчитайте, как поменяется набор необходимых компетенций в компании, какие возникнут подходы к принятию инвестиционных решений и другие вопросы.
Технологическая «платформа». Решите, будете ли вы создавать собственную платформу для работы. Учтите все плюсы и минусы разработки софта внутри и использования стороннего сервиса.
После того, как вы продумаете каждый из этих элементов, ответьте себе на вопрос: точно ли вы и ваша команда готовы к цифровой трансформации? Если да, переходите к подбору эффективных инструментов.
Полезные инструменты
Ключевых инструментов, которые будут полезны для вашего бизнеса в период пересборки, четыре:
outside out: изучение незакрытых задач и болей клиентов. Возможно, вы отработали не все пробелы, на которые вам указывали потребители продукта или услуги. Проведите работу над ошибками перед тем, как менять подход в компании изнутри.
inside out: изучение внутренних процессов. Посмотрите, что работает наиболее эффективно, а что — нет. Удачные способы взаимодействия могут натолкнуть на идеи, которые подойдут не только для традиционных моделей ведения бизнеса, но и для цифровых.
value chain: внимание ко всей индустрии в целом и к нововведениям. Проанализируйте, что и как делают ваши конкуренты и партнеры, и выберите, что подойдет именно вам.
disruption: поиск решений в новых отраслях. Сместите ваш фокус на соседние сферы, и проанализируйте структуру работы и доступные профессиональные решения.
Эти способы помогут иначе взглянуть на деятельность своей компании. Полученные идеи можно внедрить при цифровой трансформации, однако не стоит забывать о возможных проблемах.
Проблемы при цифровизации
Основная проблема, с которой может столкнуться любой современный бизнесмен, — организация работы сотрудников на удаленке.
Привычные механизмы контроля и управления перестают функционировать и появляется доступ к таланту и к рабочей силе on demand — по требованию. Компании начинают вовлекать в разные проекты вовлекать людей, которые могут не быть штатными сотрудниками, но при этом эффективно и быстро выполнять поставленные задачи.
Чтобы обеспечить комфорт работникам и предпринимателям, нужно установить доверие. Проще всего сначала собрать команду в офлайн-режиме, где все члены компании смогут познакомиться и пообщаться. Так возникнет определенная связь, которая позволит каждому чувствовать себя увереннее.
Еще одна проблема — отсутствие разделенных практик работы. При гибридном формате руководитель должен определить конкретные задачи и сроки их выполнения. Определение четких паттернов для работы над конкретной задачей станет хорошим ориентиром и поможет избежать возможных конфликтов.
Наконец, для недопущения возможного недопонимания, стоить выбрать площадку для коммуникации. Многие компании начинают создавать собственную платформу, но это не всегда лучшее решение. Стоит изучить все доступные приложения и сайты, которые специализируются на организации работы удаленных сотрудников, а затем определить, есть ли необходимость в разработке отдельной площадки.
Узнать больше об успешном переходе к цифровой трансформации можно на программе SKOLKOVO Executive MBA. Приходите на программу, если вы хотите организовать рабочий процесс в соответствии с новыми реалиями!