На что необходимо обратить внимание в первую очередь — с учетом уже полученного опыта дистанционного обучения в марте?
1. Назрела серьезная ревизия контента образовательных программ и отдельных лекций в вузах. Далеко не всякие лекции необходимо переводить в онлайн или вообще оставлять в учебной программе. В университетах немало традиционных поточных лекций с общим зачетом, по факту представляющих собой пересказ учебных пособий. Возможно, было бы эффективнее воспользоваться специализированными онлайн-курсами сторонних вузов или образовательных платформ. Освободившихся преподавателей можно нагрузить, например, методической работой. Вариант: выделить преподавателю помощника для записи своего онлайн-курса — молодого преподавателя или ассистента-магистранта, который смог бы сделать содержание и форму курса более современными. В традиционном учебном процессе подобное предложение вызвало бы много недовольства, но сейчас такая кооперация будет воспринята более благосклонно обеими сторонами, а у преподавателей будут собственные качественные онлайн-курсы.
2. Полноценное дистанционное обучение не сводится к простой записи поточных лекций. Очень трудно удержать внимание студента, находящегося дома, традиционной лекцией на полтора часа. Поточные лекции в онлайне можно существенно сократить или отдать на прослушивание студентам для самостоятельного разбора наравне с чтением книг. Процесс дистанционного обучения, удержания внимания и вовлечения слушателя в познавательный процесс намного сложнее. Онлайновые учебные сессии необходимо разбивать на фрагменты по времени, вводить игровые режимы, делить слушателей на несколько подгрупп, где они могли бы обсуждать полученную информацию с последующей рокировкой участников. В удаленном обучении есть множество особенностей и практических приемов, и руководству университетов сейчас надо позаботиться о том, чтобы преподаватели ими овладели.
3. Системы учета и оценки полученных студентами знаний нуждаются в пересмотре. Всем понятно, что в домашних условиях студенту, выполняющему тесты, доступны все электронные ресурсы и опыт членов семьи. Для качественной оценки знаний студента придется переформулировать тестовые задачи в формат эссе или размышлений, а в естественных науках при проверке заданий делать акцент не на финальный цифровой ответ, а на подробную проверку логики решения задачи. Проверка знаний может проводиться и в онлайн-дебатах между самими студентами, где опытный преподаватель в качестве слушателя будет оценивать глубину понимания темы любым из дискутирующих. Если все-таки без тестов и традиционных задач не обойтись, имеет смысл внедрить системы прокторинга. Такие массово применяются в зарубежных университетах при поступлении иностранных студентов.
4. Необходимо изучить различные системы управления обучением (Learning management systems, LMS). Дистанционное обучение, как и любой дистанционный бизнес-процесс, требует новых систем управления. Раньше подобные системы внедрялись по желанию, а сейчас они жизненно необходимы. Наиболее популярной иностранной платформой в вузах является moodle, разработка собственных LMS-систем — длительный и трудоемкий процесс. Возможно, следует начинать с использования существующих платформ, чтобы потом разработать и внедрить свои системы с учетом накопленного опыта.
5. При дистанционном обучении особо важны формы обратной связи от студентов. Это не просто анкетирование для принятия моментальных дисциплинарных решений — студенты не должны оценивать курс и преподавателя по принципу «нравится — не нравится». Они должны оценивать сложность курса, формы подачи, прогресс своих знаний, затраченное время. Нужно разработать и внедрить различные формы обратной связи, зачастую анонимные, чтобы провести долгосрочный анализ данных и усовершенствовать учебный процесс.
6. Нужно пересмотреть систему оплаты труда преподавателей. В большинстве российских университетов оплата труда преподавателей такова, что им невыгодно записывать качественный онлайн-курс и терять оплату за очные лекции. Энтузиасты, согласившиеся перейти в онлайн, по факту пока получают большую нагрузку за те же деньги, чем во времена очного преподавания. Кроме того, сейчас у университетов появится спрос на новые компетенции административного персонала — администрирование онлайн-обучения, помощь преподавателям в освоении новых форм, работа в LMS-системах и сбор обратной связи от студентов.
Все эти изменения не удастся полноценно внедрить в оставшиеся до окончания учебного года недели. Однако активные действия руководства университетов создадут серьезный задел на следующие учебные годы.
Читайте статью в первоисточнике: vedomosti.ru