Статья

Тренды школьного образования

Ольга Немирович, руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования СКОЛКОВО, директор программы Шаг развития школы.
Тренды школьного образования

Разговор о трендах — это разговор о будущем

Тренд представляет фотоснимок меняющегося мира. В следующий момент снимок будет другим. Мы не знаем заранее, какие тренды сохранятся и будут определять контекст, а какие сменят курс, под влиянием других факторов. Иногда мы можем просто ошибаться.

Описание трендов помогает сканировать горизонт и подготовиться к наиболее вероятным изменениям. Точно так же, как не существует единого будущего, не существует и единственного правильного пути к будущему образования.

Исследователи предсказывают, что в ближайшее время изменится структура основных образовательных институтов, изменятся их цели, содержание и форматы. Прогнозировать будущее образования в контексте глобального экономического, социального, технологического и других сдвигов важно ради двух основных целей. Во-первых, работа с трендами помогает адаптировать содержание и методы образования к происходящим изменениям. Во-вторых, наблюдение за трендами позволяет задуматься о потенциале образования в их формировании.

В этой статье я предлагаю погрузиться в обзор трендов, чтобы поддержать долгосрочное стратегическое мышление в сфере образования.

Глобальные тренды образования

Обозначим крупные тренды, которые сказываются на устройстве школы и образовательного процесса. Эти тренды в свою очередь каскадируются на микротренды в практиках и процессах, их поддерживающих.

Выбор

Ключевую роль начинает играть выбор на всех узлах образовательного процесса: выбор места обучения, траектории, форматов, продолжительности. За самой концепцией выбора стоит принятие того, что люди обучаются по-разному. Это понимание сформировалось в конце XIX века – начале XX века и спровоцировало появление ряда педагогических инноваций и педагогических школ: школа Льва Толстогошкола Марии Монтессоришкола-лаборатория Джона ДьюиВальдорфская школа Штайнера и др.

В текущем витке процесс выбора переосмысляется и сопровождается новыми технологиями, которые обеспечивают эту возможность: цифровизация образовательного процесса, образовательная аналитика и управление на основе данных. Роль общего регулятора в такой модели уменьшается, а роль альтернативных образовательных платформ увеличивается.

В рамках новой модели, основанной на приоритизации выбора, происходит несколько переходов. Эти переходы становятся возможны благодаря индивидуализации, цифровизации и навыкам самоопределения. Рассмотрим подробнее.

Индивидуализация обучения становится основной характеристикой, задает вектор образовательному процессу, ставя учащегося в его центр. Индивидуализация проявляет себя через:

  • учет личностных особенностей в содержании учебного процесса,
  • гибкость форматов и методов обучения,
  • разнообразие образовательных сред (это не только разные форматы помещений, но и, например, различное питание),
  • учет личных образовательных результатов (индивидуальная программа предполагает индивидуальную оценку).

Большой тренд выбора через учет индивидуальных способностей учащихся включает в себя нейроразнообразие, а именно то, как разные люди обучаются и воспринимают информацию. Расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности благодаря более внимательной диагностике фиксируются у все большего числа учащихся. Системы образования должны работать над удовлетворением потребностей всех учащихся и обеспечивать их успех как в школе, так и за ее пределами.

Чтобы выбор не превращался в социологический опрос о предпочтениях (какие цветы вы предпочитаете: розы или гвоздики?), важно, чтобы система давала отклик и предоставляла избыточные возможности для его реализации (розы с шипами, без шипов, белые, розовые, красные, с доставкой или без). В этом пути школам не обойтись без цифровых технологий и применения искусственного интеллекта для обучения и оценки знаний.

Сал Хан, основатель и генеральный директор Академии Хана, считает, что искусственный интеллект может спровоцировать значимую позитивную трансформацию в образовании: инструменты искусственного интеллекта могут быть использованы как тьюторы для учеников и как консультанты-методисты для преподавателей.

Цифровизация образовательного процесса сопровождается постоянным сбором данных о том, как мы обучаемся. Обучение на основе данных (data-based learning) — это процесс по анализу данных об обучающихся для принятия решений, способствующих улучшению образовательного процесса. Например, данные могут использоваться при работе с талантами или учащимися, которым нужна дополнительная поддержка, учитывающая их особенности обучения.

Помимо выбора как самого действия (например, выбор трека обучения, выбор будущей профессии), важную роль в образовательном процессе станет играть сама подготовка обучающегося к осуществлению выбора — практики и навыки, помогающие осуществлять выбор на протяжении всей жизни. Это представление ученика о самом себе и о мире вокруг (внутриличностный и межличностный интеллект), представление об обществе и сферах деятельности.

Выход образования за стены школы

Индивидуальные образовательные траектории будут способствовать тому, что большая часть образования будет осуществляться вне школы. Учащийся будет собирать свой трек в разных местах — музеи, библиотеки, ИТ-хабы, арт-пространства и так далее. Образование таким образом выходит за рамки школы, класса, оно делокализируется. Школы сохранят большинство функций, но разнообразие внутри образовательных систем увеличивается. В то время как школа может занять роль сборщика, координатора, главного держателя процесса — площадки, где интегрируются инновационные образовательные практики и подходы.

Сопутствующей тенденцией общего тренда на «распаковку» школы и выведение образовательного процесса за ее стены является включение в образовательный процесс всех стейкхолдеров. Школа исторически находится на пересечении интересов многих заинтересованных сторон: педагоги, учащиеся, семьи учеников, государственные и общественные организации, бизнес, другие ступени образования и так далее. Каждый обладает определенными ожиданиями от образования, часто противоречащими друг другу. Например, в школе семья постоянно присутствует в учебном процессе прямо или косвенно, в отличие от университета, который по большей части имеет дело с совершеннолетним человеком, формально отделившимся от семьи. Семья учащегося является основным заказчиком образования. Причем у разных семей запросы будут разными. Координация различных запросов потенциальных и действующих партнеров становятся одной из управленческих задач для школ.

Картина будущего относительно того, как в крайности может развиваться тренд на выход образовательного процесса за пределы школы, представлена в докладе ОЭСР «Назад в будущее. Образование». Четыре сценария предсказывают развитие школьного образования до 2040 года.

Сценарий 1. Расширение формального школьного образования. Усиление нынешней модели массового школьного обучения. Коллаборации разных акторов в образовании и развитие технологий способствуют тренду на индивидуализацию, однако школа сохраняет традиционную центральную роль.

В поддержку этого сценария говорит непрерывно растущая ценность образования как общественного блага, обеспечивающего доступ к фундаментальным правам человека, а также увеличение числа детей, участвующих в формальном образовании во всем мире. Помимо роста обучающихся в школах, также растет число учащихся в различных формах дополнительного образования. Участие в формальном образовании в раннем возрасте – это не просто данность, а восходящий тренд: число учащихся непрерывно росло с 1970 года.

Но несмотря на растущую ценность образования и расширение его охвата, неравный доступ к образовательным услугам остается проблемой. Так обстоит дело, например, с учащимися со статусом мигрантов и беженцев, чей школьный опыт сильно обусловлен языковыми и культурными барьерами, а также различиями в учебных программах и методах преподавания в разных странах. Неравномерность доступа к образованию также относится к поселениям в отдаленных от городов и малонаселенных районах, где небольшие школы справляются с большими ограничениями в человеческих и финансовых ресурсах и где учащиеся часто тратят много времени на дорогу до школы.

Сценарий 2. Аутсорсинг школьного образования. В этом сценарии традиционные системы школьного образования разрушаются, в том числе потому что общество становится больше вовлечено в образование своих граждан. Альтернативой школьному образованию становятся разнообразные формы частных и общественных инициатив. Гибкие условия работы позволяют родителям более активно участвовать в образовании детей. Обучение происходит посредством более разнообразных и гибких механизмов, увеличивая разнообразие выбора (продолжительность обучения, набор дисциплин, стоимость и так далее). Развитие цифровых технологий является ключевым фактором в реализации этого сценария.

Сценарий 3. Школы как образовательные хабы: новое назначение школьного образования и трансформация школ. Открытие «школьных стен» соединяет школы с их сообществами, способствуя постоянно меняющимся формам обучения, гражданской активности и социальным инновациям.

В этом сценарии школы сохраняют большую часть своих функций. Они проводят мероприятия, способствующие когнитивному, социальному и эмоциональному развитию учащихся. В то же время на рынке труда формируются более сложные и разнообразные формы признания портфеля навыков и компетенций, что освобождает образовательные системы и, следовательно, школы от чрезмерного давления аттестационных экзаменов.

Некоторые школы реализуют такой сценарий уже сейчас. Школа как центр социального и культурного развития района становится хабом социокультурных инноваций, интегратором сообществ и образовательных сетей вокруг себя, точкой притяжения горожан. Школы представляют программы дополнительного образования или времяпровождения для родителей и детей, становятся событийным центром.

Сценарий 4. Учеба по мере необходимости: конец школьного обучения и упадок школы как института. Образование происходит везде и в любое время. Сценарий основан на быстром развитии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей. Обучение широко доступно и «бесплатно», что приводит к демонтажу школьной системы.

Этот сценарий описывает мир, в котором все источники обучения становятся легитимными. Различие между формальным и неформальным обучением исчезает, в результате чего огромные государственные ресурсы, ранее направлявшиеся на крупномасштабную школьную инфраструктуру, высвобождаются для обслуживания других целей или образования другими средствами. После закрытия физических школ могут потребоваться альтернативные механизмы «присмотра за детьми».

Персональные помощники ИИ соединяются с окружающей средой и между собой, чтобы предлагать персонализированные решения обучения на протяжении всей жизни, опираясь на любопытство и потребности людей, помогая выявлять пробелы в знаниях и навыках, поощряя творчество и самовыражение, а также объединяя учащихся друг с другом в сообщества ради общей цели. В этом сценарии профессия учителя исчезает, а люди становятся просьюмерами (профессиональными потребителями) своего обучения.

Практико-ориентированность

Практико-ориентированное образование — не только тренд, но и способ решения существующих проблем, связанных с разрывом между общим образованием и требованиями рынка труда. В общественных и научно-исследовательских дискуссиях необходимость практико-ориентированного образования на этапе школы обосновывается несколькими причинами. С одной стороны, мир вокруг нас меняется все стремительнее, появляются новые профессии, к которым оказываются не готовы выпускники школ, колледжей и университетов. Вместе с тем темпы этих изменений становятся все быстрее: когда школьник выйдет на рынок труда, востребованные профессии сегодняшнего дня могут потерять актуальность.

С другой стороны, первый период профессиональной продуктивности наступает все раньше, учащиеся хотят быстрее попробовать себя в профессиональной деятельности, и при этом существует высокая профориентационная неопределенность. Более раннее оснащение профессиональными и надпрофессиональными навыками и видением рынка дает будущему выпускнику конкурентное преимущество.

Наконец, формируется запрос на изменения в образовательной системе, традиционная траектория «школа → колледж или университет → работа» теряет актуальность. Становится более видимым расхождение между тем, чему учат в образовательных учреждениях, и тем, что действительно востребовано на рынке труда.

Навык выбора профессии и оснащения себя компетенциями, необходимыми в выбранной сфере, пригодятся человеку в течение всей жизни. Образование становится непрерывным, полностью и единожды подготовиться к жизни не получается. Сама продолжительность жизни становится больше, в течение жизни мы много раз меняем свои карьерные треки, возвращаемся в образовательные организации, добираем необходимые навыки. Школы, улавливающие этот тренд, поощряют учеников получать первые профессии.

Новая грамотность

Содержательно разговор о практико-ориентированном образовании проходит очень близко с понятием грамотности. Грамотность традиционно являлась основным показателем успеха системы образования. Это тот фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека, его интеграцию в общество.

Сегодня грамотность больше не ограничивается чтением, письмом и счетом. Это способность обрабатывать информацию и решать проблемы, навыки аналитического, творческого и критического мышления. Речь также идет о более широких способностях, которые, хотя и связаны с познанием, также имеют отношение к межличностному и внутриличностному функционированию, например, социальные и эмоциональные навыки, терпимость и уважение к другим, а также способность к саморегуляции и лучшему пониманию собственных процессов обучения.

Так, запрос на современную грамотность, на конкретные компетенции и их доращивание формирует тренд на развитие самостоятельности учащихся. В том числе через развитие научных, исследовательских, предпринимательских компетенций. В предпринимательских школах учащиеся приобретают опыт запуска стартапов, составления финансовых моделей проектов. Сильные базовые навыки грамотности и счета являются важной основой для принятия правильных финансовых решений.

Другой разворот современной грамотности и глобального тренда урбанизации представляют образовательные практики горожанства. Школа становится площадкой формирования необходимых для жизни в городе навыков. Через образовательные и социальные практики учащиеся присваивают себе городское пространство, чувствуют себя в городе комфортно и безопасно, включаются в актуальные для города сферы деятельности, участвуют в жизни местных сообществ.

Устойчивое развитие

Изменение климата все больше влияет на нашу повседневную жизнь. Экологические вопросы интегрируются в академические программы и институциональную деятельность. Повестка ESG (environmental, social, and corporate governance) — экологическое, социальное и корпоративное управление — и тема устойчивого развития оказывают влияние на школы как общественные институты.

В центре этого тренда стоит обсуждение того, как школы способствуют улучшению состояния окружающей среды, воспитанию и привитию практик ответственного потребления, формированию социально устойчивых институтов, устранению социального неравенства. Школы находятся на пересечении интересов очень многих разнообразных заинтересованных сторон, в чьи повестки уже или очень скоро войдет тема устойчивого развития — семьи учеников, будущие работодатели, местные сообщества, регулирующие органы, потенциальные инвесторы. И школе как значимому социальному институту нужно будет этим запросам отвечать.

Образование играет ключевую роль в повышении осведомленности и чуткости к окружающей среде. Оно обеспечивает базовые знания и навыки для выявления и решения экологических проблем, а также формирует отношения и модели поведения, ведущие как к индивидуальным, так и к коллективным действиям.

Курс на счастье

В последние годы понятия благополучия и счастья все чаще занимают центральное место в общественных дискуссиях и национальных повестках. Как выразился нобелевский лауреат по экономике Дэниел Канеман, «среди исследователей наблюдается огромная волна интереса к счастью. Каждый хотел бы сделать людей счастливее». Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA в своем исследовании помимо оценки функциональной грамотности ведет учет данных по удовлетворенности жизнью, школой и счастью учащихся.

Почему школам следует уделять больше внимания психическому здоровью и благополучию учеников? Формирование глубоких знаний о здоровых привычках и последствиях рискованного поведения является ключом к формированию общества с более здоровым образом жизни. Образованные люди демонстрируют лучшее физическое и психическое здоровье, поскольку более высокий уровень образования связан со снижением рискованного поведения.

Так как дети и подростки проводят большую часть времени в школах, среда обучения может оказывать существенное влияние на их эмоциональное благополучие в дополнение к тому, что они переживают за пределами школы. Дети, находящиеся в состоянии психологического равновесия, имеют больше шансов вырасти счастливыми, уверенными в себе взрослыми, что, в свою очередь, способствует благосостояния населения и помогает «очиститься» от психологических травм предыдущих поколений. Школы должны стать местом физической и психологической безопасности каждого, в том числе, благодаря отсутствию буллинга со стороны сверстников и учителей, контролю и базовым услугам в области физического и психологического здоровья каждого учащегося.

Среда школы, в которой есть взаимоподдержка, открытость, любовь, сопереживание — это не условия учебного процесса, это и есть часть учебного процесса.

Тренды. Инструкция по применению

Работа с трендами наиболее ценна, когда используется в качестве инструмента и адаптирована к конкретному контексту пользователя. Важно понять, в чем уникальны вы, ваша школа? Какой тренд ближе всего к вам? Что больше всего пересекается с вашей ситуацией? Какие из ваших контекстов окажутся наиболее задействованы / подвержены трендам?

Для такой работы могут быть полезны следующие вопросы:

  • Что этот тренд может означать для меня и моей организации? Насколько актуален тренд для моего контекста? Как тренд или сценарии переопределяют контекст, в котором я принимаю решения?

Контекст имеет значение. Например, старение населения может представлять собой более серьезную проблему в сельской местности, чем в городских районах. Влияние большинства трендов будет зависеть от географических, исторических, политических или культурных обстоятельств. А тренд на урбанизацию переопределяет контекст для сельских школ.

  • Какова скорость и влияние тренда?

Некоторые тренды развиваются медленно (за последние 100 лет глобальная температура выросла примерно на 1,2˚C), в то время как другие более динамичны (количество пользователей социальной сети VK выросло с нуля до 100 миллионов с 2007 года). Медленные тренды дают больше времени подумать о том, что они означают и как на них реагировать, но их может быть трудно изменить. Например, изменение климата может быть медленным, но его потенциальное воздействие огромно.

  • Можем ли мы повлиять на тренд?

Даже если тренды непредсказуемы, на них зачастую можно повлиять. Например, небольшие индивидуальные шаги со стороны родителей и сверстников могут повлиять на уровень кибербуллинга в школах. Более широкие скоординированные действия нескольких игроков, включая школьные советы и регулировщиков, могут изменить верхнеуровневую политику и нормативно-правовую базу о безопасном поведении и обращении с личными данными.

Размышление о будущем призвано способствовать дискуссиям и разным точкам зрения.

Образование меняется, чтобы продолжать выполнять свою миссию по поддержке развития каждой личности. В турбулентном мире это может потребовать реорганизации среды обучения, а также переосмысления содержания и методов обучения. Изучая, размышляя и готовясь, мы можем более эффективно реагировать на сложные вызовы.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie