Вовремя отойти, махнуть рукой и не делать то, что не нравится, — про это много говорят и пишут, эта тенденция связана с психологией потребителя. Но занимаясь большим проектом, управляя корпорацией, отраслью, университетом или целым городом, человек обязан на годы привязать себя к его проблемам и задачам. В том числе к таким, от которых хочется отказаться.
Психофизиология — дисциплина, объединяющая в себе знания психологических и физических наук — во многом про умение терпеть и укрощать эмоции разумом. В качестве образовательной технологии она применяется во время outdoor-практик, когда поход в горы и погружение под воду, направлены не на спортивные достижения, а на получение нового опыта, в котором наиболее четко проявляются такие лидерские качества, как работа с собой в состоянии психофизических усилий, умение принимать решения, терпеть, коммуницировать и работать в команде.
Восхождение в горы и дайвинг как способ углубить рефлексию
Погружение под воду вместе с другими людьми — это возможность смоделировать основные стадии развития команды и научиться взаимодействовать и выстраивать отношения в незнакомой среде. В команде могут оказаться люди, которые боятся воды, плохо плавают или неуверенно себя чувствуют в условиях стресса. Достигать результатов таким составом непросто. То же можно сказать и о группе, в которой опытные дайверы не хотят слушать друг друга.

Под водой реакции окружающих людей очевидны для всех. Это ставит участников погружения на один уровень и, при желании, создает среду для проявления и осознания лидерских качеств.
Восхождение в горы также позволяет участникам проживать максимальное количество сценариев, в которых нужно по-разному проявлять себя. Выбор трассы — уже сам по себе предмет для рефлексии. Кто-то сразу выбирает самый тяжелый маршрут, не соотнося это с уровнем собственной подготовки, и из-за этого сходит с дистанции. А кто-то, наоборот, недооценивает свои возможности. Повод задуматься, для всех ли жизненных ситуаций привычный способ выбора оптимален?
Вдали от офисов ошибки становятся заметными и их можно изучать: не договорились, кто за что отвечает, не поняли друг друга, поторопились, отступили от плана.
Навык таких разборов личных и групповых поражений помогает при анализе проектов в бизнесе и делах, не связанных с физическими испытаниями.
Агрессия, страх, отказ продолжать, критиканство — типовые реакции людей, проявляющиеся в экстремальных обстоятельствах. Они играют заметную роль в социальной динамике групп и в управленческой практике лидеров, «в обычной жизни» не стремящихся разобраться со своими автоматическими действиями в условиях, когда они находятся на пределе возможностей.
Пять выводов, сделанных в стрессовых ситуациях
1. Ни шагу назад
Решение сложных задач в управленческой среде требует действия и преодоления трудностей, а не просто обсуждения.
Многие совещания, в ходе которых проблемы обсуждают в понятной и комфортной обстановке, заканчиваются только разговорами. В экстремальных ситуациях, во время дайвинга или восхождения в горах, важно действовать сообща и не отступать перед трудностями, продолжать двигаться вперед.
Оказавшись у подножия вертикального участка горы с металлическими скобами, вбитыми в скальный рельеф, участники экспедиции понимают – назад дороги нет, ведь по этим же скобам поднимаются другие люди, да и сам спуск гораздо страшнее подъема. И эта необходимость переступать через себя многое дает для поднятия самооценки и сравнения представления о себе с реальными возможностями организма. Впоследствии эти навыки помогают «вгрызаться» в какую-либо тему на работе и не отступать перед сложностями.
2. Особенности планирования
Любое погружение или восхождение требует подготовки и четкого обозначения зон ответственности.
Обычно люди быстро договариваются и приступают к активным действиям. Но уже на этом этапе небрежное планирование и неправильное распределение ролей может превратить любой форс-мажор в настоящий хаос.
Под водой ошибка в коммуникации становится очевидной для всех участников процесса, остается найти в себе силы разобраться во всем и исправить сделанное.
К примеру, во время первых погружений разные группы выяснили, что тот, у кого компас, на самом деле не умеет им пользоваться. Один из участников не перепроверил крепление баллона на спине напарника, а другой не смог удержать нейтральную плавучесть, третий вместо выполнения задания решил полюбоваться кораллами. В итоге эти команды не достигли цели игры: курс был сбит, один участник свалился на дно, другой всплыл на поверхность вслед за баллоном и остальные буксиром возвращали его в точку старта.
3. Один за всех
Ни в горах, ни под водой не бывает индивидуального успеха, умение распределять задачи является ключом к эффективной работе команды.
Неспособность делегировать важные обязанности или недоверие к коллегам — одна из «болезней» топ-менеджеров. Эту проблему сложно исправить, а любые неудачи часто приводят к ложному выводу о том, что лидер должен был сам все контролировать. Особенно сильно это мешает в сложных проектах, где требуется распределенное лидерство. В теории об этом знают все, но в условиях повседневности заметить за собой такую особенность бывает очень сложно.
В дайвинге чрезмерная опека партнера и «работа за него» грозят избыточным расходом воздуха, запас которого неизбежно кончится раньше времени. А когда в команде погружения из 4х человек собираются все индивидуалисты, получается как в басне «Лебедь, рак и щука».
4. О себе — честно
Одна из главных задач психофизических практик — научить человека видеть и анализировать свои действия и понимать, почему они были совершены именно так.
В случае ошибки или какой-либо проблемы в интеллектуальной работе люди легко могут придумать себе и окружающим нужное оправдание. Но в горах или под водой любые оплошности станут очевидными, а причинно-следственные связи — наглядными.
Так, неправильно подобранная экипировка или необдуманный выбор маршрута могут привести к провалу всей экспедиции. В экстремальных условиях неадекватное восприятие себя или неумение преобразовывать имеющуюся информацию в план действий буквально «всплывают на поверхность».
5. Кто не рискует, тот не развивается
Развитие происходит не только через успехи, но и через поражения. Умение справляться с неудачами — важный навык для топ-менеджеров.
Негативный опыт нужен не всем людям, но если человек собирается связать свою жизнь с управлением большими проектами, то он должен понимать, что поражения будут. И выдерживать их, не опускать руки, собирать волю в кулак — это тоже навык, которому нужно учиться.
Неудачи на физическом уровне более наглядны, чем на интеллектуальном. При этом столкновение с непреодолимым, на первый взгляд, препятствием в горах или под водой подталкивает нас к рефлексии и поиску новой стратегии. А успехи в расширении собственных возможностей вдохновляют.
Умение рисковать — часть профессии управленца. Большинство людей не готовы и не хотят идти на риск, и это — нормально, поэтому предпринимателей мало. Без готовности к риску в управленческой и предпринимательской деятельности сложно добиться успеха. А погружение в стрессовую обстановку помогает и тренировать готовность к риску, и воспитывать восприимчивость к страху, потому что страх — это хороший рефлекс, который позволяет сопровождать каждый ответственный шаг повышенным вниманием. Как владельцу крупного бизнеса, так и профессиональному альпинисту бывает страшно — и это хорошо, потому что, лишившись страха, они могут допустить фатальную ошибку и погибнуть или разрушить собственную компанию.