17 июня 2024
Статья

Тандем вместо единоличного лидерства: почему пора менять подход

Культура лидерства долгое время предполагала, что для достижения целей часто необходимо идти напролом. Но все меняется: мир, социум и компетенции, которые считаются ключевыми для профессионального роста. О том, почему на смену единоличному лидерству приходит навык построения тандемов, рассказали академические директора программы «Тандемократия» Гор Нахапетян и Виктория Михайлова.
Тандем вместо единоличного лидерства: почему пора менять подход
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

К чему привела культура «достигаторства»

Долгое время считалось, что драйвером развития – как личности, так и бизнеса – является напряжение. Компании боролись за клиентов, стремились к уникальности и безоговорочному превосходству над конкурентами, в то время как люди, стоявшие во главе этих организаций, хотели быть несомненными лидерами в своей области. В результате на рынке постоянно происходила борьба, которая привела к тому, что работа стала восприниматься человеком как набор задач, а сам он в этом процессе оказался лишь инструментом и ресурсом. Одним из эффектов режима «достигаторства» стало ухудшение психического состояния сотрудников. Люди, которые долгое время работали ради KPI, стали массово сталкиваться с выгоранием и другими проблемами. 

Исследование американской страховой компании Aflac показало, что 57% сотрудников испытывают по крайней мере умеренный уровень выгорания. А по данным международной консалтинговой компании Mercer, 67% работодателей считают депрессию и тревогу проблемой на работе, причем 21% оценивают ее как серьезную. 68% респондентов признались, что их беспокоит стресс, связанный с работой. Согласно еще одному недавнему глобальному исследованию, проведенному MHI, трое из пяти сотрудников сообщают о столкновении как минимум с одной проблемой психического здоровья в течение своей карьеры и утверждают, что стресс усугубляет токсичная обстановка в коллективе.

Выгорание затронуло разные уровни: и сотрудников, и предпринимателей. В первом случае, люди перестали чувствовать себя частью коллектива и искать смысл в деятельности компании. Они выполняют свои задачи, не ощущая причастности к большим нематериальным целям организации. Во втором случае, бизнесмены теряют предпринимательский смысл своей деятельности, не могут построить долгосрочную стратегию. Их взгляд на собственный проект становится «узким». Все это приводит к тому, что, когда все эмоциональные ресурсы исчерпаны, а KPI достигнуты, компания начинает двигаться более короткими дистанциями.

Зачем строить партнерства  

Чтобы организация снова стала двигаться длинными дистанциями даже в условиях внешней неопределенности, необходимо пересмотреть восприятие человека в сторону, где он будет партнером, а не ресурсом. Такой подход может реализовываться на разных уровнях: например, это могут быть отношения внутри коллектива, а также взаимодействие начальника с подчиненными или предпринимателя с партнерами. 

Для борьбы с выгоранием сотрудников компаниям нужно сместить фокус внимания с получения прибыли на человека: построить с людьми долгосрочные связи и сформировать тандем. В партнере необходимо видеть личность, стараться учитывать его интересы, психологическое состояние, желания и цели. На более низком уровне коллектива и сотрудников атмосфера партнерства и доверия позволяет работать эффективнее и комфортнее, люди усиливают друг друга и делают больше, чем каждый из них мог бы сделать по отдельности. 

Если мы говорим про предпринимателей, то их отношения чаще урегулированы договорами, которые носят административный характер. Почти никто не прописывает, какие компетенции и ресурсы привносит каждый из партнеров, еще реже составляются контракты психологического уровня, в которых стороны обсуждают такие вещи как ритм работы, мировоззрение и ценности.

«Вы обретаете партнера со всем его багажом: детскими травмами, внутренними убеждениями, ценностным рядом, который складывается в течение жизни. Если вы не синхронизировались на этом уровне, есть риск, что партнерство даст трещину, которая, в итоге, приведет к разрыву», – отмечает Гор Нахапетян. 

Характеристики тандема

Согласно исследованию Startup Genome Report, около 90–92% стартапов перестают существовать в течение первых трех лет жизни. Одна из причин – проблемы в коммуникации: команды не могут договориться о своих ролях в проекте, целях и других важных аспектах. Статистика по более крупным компаниям не лучше — 70% партнерств терпят неудачу. Эти данные подтверждают, что для выстраивания долгосрочного и эффективного тандема нужно учиться сотрудничеству.  

«Тандем – это качество партнерства, дающее созидательную энергию, которая позволяет выйти за границы суммы индивидуальных вкладов партнеров. В нем возникает количество энергии, превосходящее сумму индивидуального вклада людей», — поясняет Гор Нахапетян. 

У тандема есть ряд характеристик, сверяясь с которыми можно оценить качество партнерства, а также обнаружить и скорректировать слабые места. 

  • Взаимная дополняемость. Одной из целей партнерства людей и организаций является объединение разных компетенций для достижения одной цели. Каждый умеет делать что-то лучше другого. Партнеры признают это и нуждаются друг в друге, чтобы вместе создать продукт, имеющий уникальную ценность.
  • Общность. Созвучность ценностей и мировоззрения между партнерами придает их деятельности смысл так же, как и вера в общую жизненную миссию. При этом важно убедиться, что, говоря о тех или иных значимых вещах, партнеры подразумевают одно и то же.
  • Справедливость и честность. Большинство конфликтов возникает на основе чувства несправедливости, которое в итоге приводит к невозможности и нежеланию решать возникший спор. Единственным верным решением кажется прекращение сотрудничества. Чтобы такого не возникло, не нужно вести учет того, кто что сделал и что ему за это положено. В основе отношений должно лежать равенство.
  • Доверие. Вера в то, что партнер в любой ситуации поведет себя прежде всего как человек, — важный элемент тандема. Безусловно, некоторые стратегии поведения в сложных ситуациях можно заранее прописать на бумаге, но доверие – более абстрактная субстанция, которая воспринимается интуитивно и крепнет, когда партнеры не сомневаются в словах друг друга и понимают, что и от кого можно ждать.
  • Принятие. Для партнеров важно фокусироваться, в первую очередь, на сильных сторонах. У каждого есть слабости, но не нужно пытаться их менять. Принятие того, что все люди разные и никто не совершенен, помогает меньше переживать из-за ошибок, сделанных партнером.
  • «Индульгенция». Понимание того, что у каждого есть право совершить ошибку и быть прощенным, избавляет от страха в отношениях, который часто напрасно считается лучшим мотиватором.
  • Коммуникации. В хорошем тандеме партнеры обычно понимают друг друга правильно: они внимательно слушают, не боятся столкнуться с осуждением и говорят обо всем, что их тревожит. Обсуждение идет открыто, и его целью является поиск решения. Партнеры настраиваются на язык друг друга и стремятся к достижению понимания.
  • Отсутствие самовосхваления. Когда партнеры работают на одно дело, они не измеряют, кто из них сделал больше. Они делают что-то друг для друга, берут на себя риск и радуются успеху партнера, как своему. 

Чтобы выйти на новый уровень и сделать что-то масштабное и уникальное, предпринимателю нередко нужен человек, который сможет его усилить. Несколько людей могут образовать уникальный набор компетенций, который приведет к созданию ценного для рынка продукта. Чтобы успешно дойти до новой точки вместе, необходимо построить отношения и поддерживать их на всем пути, предупреждая возникновение трещин.

С помощью предложенных характеристик тандема можно проверить состояние вашего партнерства, оценивая каждый пункт по шкале от 1 до 10.

Скачать чеклист

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie