На фоне внешних изменений контекста развития бизнеса меняются и требования к компетенциям руководителей. Прежде всего это вызов для системы профессионального и дополнительного образования.
Школа управления СКОЛКОВО ежегодно оценивает, как меняется ситуация в бизнесе, с какими вызовами работают топ-команды и какие компетенции им понадобятся, чтобы вести свои компании вперед.
По результатам исследования этого года, повестка компаний в 2023 году отличается от прошлогодней. В 2022 году ключевым вызовом для бизнеса была адаптация к санкционному давлению и связанный с этим пересмотр стратегии, бизнес-модели, операционных процессов.
В 2023 году большинство компаний преодолели кризис, нашли новые точки опоры и сегодня формируют базу для долгосрочного роста на основе ценностей, корпоративной культуры и смыслов. Но перед руководителями компаний стоит еще одна сложная задача: рыночный контекст стал сложнее, конкуренция выше, задачи масштабнее, а времени и ресурсов на их выполнение значительно меньше.
Исследование показало, что все это влияет на образовательные приоритеты руководителей. С одной стороны, все большую ценность приобретают классические управленческие знания, обеспечивающие эффективность организации: управление изменениями, лидерство, управление проектами и людьми. С другой стороны, многие руководители начали обновлять организационный дизайн и культуру компаний, заново формулировать цели и ценности, которые объединяют и вдохновляют людей.
Эта работа требует не только бизнес-знаний, но и понимания организационного поведения людей. Человек стал одним из главных активов компании, а работа с удержанием и развитием сотрудников, таким образом, становится важнейшим приоритетом на ближайшие годы.
Схожие приоритеты сегодня у компаний по всему миру. Развитие человеческого капитала, управление изменениями, инновации в бизнесе — основная цель управленческого образования сейчас в том, чтобы взрастить лидеров для осуществления этих целей.
Как меняется управленческое образование в России
Сегодня актуальнее говорить не о профессиях, дипломах, навыках, а о способности человека адаптироваться, проявлять гибкость. Это и позволяет в современном мире оставаться на волне востребованности на рынке труда.
Вероятно, 10, 15, 20 лет назад, когда люди планировали будущую карьеру, для них все казалось четким, линейным и предсказуемым. Но сейчас быстро меняющийся цифровой мир не оставляет людям права стоять на месте и рассуждать устаревшими категориями. Специалистам нужно собрать свой предыдущий опыт воедино, выделить из него самое ценное и двигаться дальше, потому что больше нельзя планировать будущее с помощью инструментов прошлого.
Опыт Школы управления СКОЛКОВО по трансформации и внутренних управленческих процессов, и образовательных инноваций может быть полезен для образовательных учреждений в Гане и на всем африканском континенте. Это пример быстрого и качественного наращивания новых компетенций и умения передавать их слушателям программ — менеджерам, предпринимателям, руководителям высшего звена, — которые, в свою очередь, ответственны за инновационное развитие и внедрение изменений в своих компаниях и организациях.
Именно образование, с одной стороны, дает человеку точечную надстройку компетенций, которых ему не хватает, а с другой — воспитывает в нем адаптивность. То есть дает инструменты, которые позволяют человеку самому находить решения в турбулентной обстановке, забывать уже отжившие практики и навыки и учиться новому.
Однако тут же возникает и проблема: как вовлечь взрослого занятого человека в учебный процесс? Здесь на помощь приходят технологии и креативность. Они помогают разнообразить учебу, глубже погрузить слушателя, даже если он находится в онлайне, поддержать его мотивацию и усвоить знания так, чтобы с легкостью применять их на практике.
Возвращение к учебе, постоянное образование на протяжении всей жизни — вот наша новая реальность. При этом нужно уметь не только учиться, но и разучиваться. Не стоит тянуть за собой регалии из прошлого в будущее, даже если они кажутся такими важными. Чтобы адаптироваться к новому миру порой приходится начинать свой профессиональный путь заново — и это не значит, что все достигнутое было зря. Прошлый опыт поможет, если не зацикливаться на нем.
Первоисточник статьи – по ссылке.
***
Подготовила Ирина Кедровская