Тренды и вызовы
Сегодня бизнес сталкивается с беспрецедентным сочетанием факторов, которые оказывают давление на руководителей и требуют немедленной реакции: полная технологическая трансформация, демографический сдвиг, эволюция моделей работы и кризис традиционных навыков. При этом опыта, на который можно опереться, который помог бы принимать решения, пока не так уж много.
Все больше компаний работает с командами в разных географических точках, управлять приходится не только людьми с разницей в менталитете, но и учитывать при этом культурное, географическое и профессиональное разнообразие. Эффективное управление многокультурными командами требует гибкости, понимания, уважения, умения «строить мосты» между культурами.
Следующий вызов — цифровая трансформация и развитие искусственного интеллекта. Кардинальные изменения в бизнес-процессах требуют уделять особое внимание тому, как лидеры используют технологии для роста и адаптации: прогресс прогрессом, но бизнес всегда связан с людьми. То есть, руководитель должен быть не только фанатом технологий, но и «специалистом по человечности».
Другой вызов связан с привлечением и удержанием талантов.
Молодые работники требуют от руководителя большей гибкости, они ищут не только зарплату, но и смысл в жизни. В то же время для сотрудников старшего поколения более важны должность, материальная компенсация.
В этих условиях успешным можно считать того лидера, который понимает важность эмоционального интеллекта, умеет мотивировать людей и заботится о благополучии сотрудников. Работа со смыслами — пример такого вызова. И здесь многое, если не все, определяют личный опыт и жизненные ценности.
В наше время профессиональный руководитель сталкивается с парадоксами менеджмента, некоторые из которых можно взять себе как руководство к действию. Например, Камерон и Грин в книге «Управление изменениями» приводят список парадоксов, которыми руководствуются менеджеры компании Lego:
- Пытаться достичь согласия и уметь действовать напролом.
- Доверять персоналу и следить за всем, что происходит.
- Руководить и оставаться в тени.
- Устанавливать тесные отношения с персоналом и держать некоторую дистанцию.
- Иметь хорошее воображение и твёрдо стоять на ногах.
- Четко планировать свое время и иметь гибкое расписание.
Так что девизом топ-менеджеров становится гибкость и способность адаптироваться: в один день вы — генеральный директор, на следующий — главный стратег по кризисам, а на третий — медиатор конфликтов стейкхолдеров в организации.
Чтобы поддерживать это в себе, успешные лидеры постоянно учатся, расширяют горизонты восприятия, совершенствуют оптику, с помощью которой они смотрят на внутренние и глобальные процессы.
Гибкость бизнес-образования
Чтобы отвечать этим вызовам, бизнес-образование тоже должно быть гибким, но с элементами осознанного консерватизма. Фундаментальные темы: лидерство, предпринимательство, управление бизнес-процессами, маркетинг и стратегическое мышление, остаются неизменными, но при этом современные подходы — цифровизация, ESG, человекоцентричность — быстро встраиваются в учебные планы бизнес-школ и занимают в них свое место.
Сохранять баланс между гибкостью и фундаментальностью было бы невозможно без партнерства с реальными бизнесами, так что образовательные организации должны постоянно находиться в диалоге с выпускниками, партнерами и лидерами индустрий. Все это позволяет не просто предугадывать изменения, но и тестировать новые идеи «в реальных условиях».
Во время обучения перед студентами открываются непредвиденные возможности, они сталкиваются с новыми знаниями и идеями, которые требуют пересмотра намерений. Это естественная часть трансформационного пути, спутником и гидом в котором может стать программа EMBA Школы СКОЛКОВО