За более чем полтора года в условиях пандемии COVID-19 онлайн-встречи стали для многих привычной частью рабочего дня. Однако изменился не только формат общения, но и настроение самих встреч. Люди стали раздражительнее, их внимание — рассеяннее, причина чего — постоянный стресс из-за неопределенности и волатильности внешней среды. Все это сделало переговорную динамику более конфликтной. В сложившихся обстоятельствах каждый день для бизнеса — это вызов.
«Спасательный круг» в деловой жизни
Антикризисные переговоры — набор техник, идей, инструментов, направленных главным образом на то, чтобы не допустить кризис внутри компании или в сотрудничестве с партнерами. Моти Кристал, сооснователь Центра переговоров и сетевых организаций, назвал одним из главных принципов антикризисных переговоров «сканирование горизонта».
«Эта дисциплина могла появиться только в мире высокой сложности, в мире динамических систем. Это та методика, <…> которая позволяет спрогнозировать, какие тренды будут разворачиваться в будущем, как технологические, экологические, социальные и прочие тренды схлестнутся и повлияют на наш бизнес, на наше поведение», — отметил Кристал на вебинаре «Антикризисные переговоры: новые правила игры».
«Сканирование горизонта» помогает понять, как готовиться к потенциальному кризису и как его предупредить. Его обычно проводят в трех направлениях:
- Профессиональная деятельность (производство, кадры, финансы).
- Юридическая деятельность.
- Обеспечение непрерывности бизнеса.
Чаще всего этим занимается группа специалистов (по производству, финансам и так далее), а также кризис-менеджер. Однако здесь возникает вопрос, кем должен быть глава компании: кризис-менеджером или одним из членов группы, принимающей решение?
Как повысить эффективность коммуникации
При ведении переговоров важно помнить: их успех зависит от уровня доверия между сторонами. Велика роль невербального общения: на него приходится 90 % считываемой человеком информации, отметил предприниматель Иван Сидорок. Значение имеет каждая деталь.
С массовым переходом в онлайн налаживать невербальный контакт стало сложнее: видеосвязь усложняет считывание языка жестов. Поэтому в случаях, когда необходимо обсудить важные вопросы, лучше организовать личную встречу, особенно если оппонент — новый человек, связь с которым еще не налажена. Однако следует помнить, что когнитивные ошибки возможны и во время онлайн-бесед со знакомыми людьми.
Кризис как точка роста
Переломный период можно использовать как время возможностей. Так, крупные IT-компании стали чаще взаимодействовать со стартапами для внедрения у себя инноваций. Эта тенденция свойственна и компаниям из других секторов: партнерство со стартапами позволяет избежать лишних трат на собственные исследования, которые могут закончиться неудачей, ведь из трехсот идей только одна превращается в инновационный, по-настоящему ценный продукт. Для успешного сотрудничества с молодой компанией большой «игрок» должен быть готов устанавливать доверие и слушать, иначе он может быстро загубить стартап своими правилами.
Антикризисные переговоры способны помочь не только минимизировать потери в условиях кризиса, но и выйти из него с новыми партнерами и инновационными проектами.