01 декабря 2023
Статья

Социальная сеть, критическое мышление и пространство протестов — университеты в фильмах

В этой подборке мы делимся примерами того, как в кинематографе представлены университетская культура, студенческая жизнь внутри и за пределами кампуса, как закрытая среда вуза становится отражением господствующих в обществе социальных порядков и, наоборот, как изменения, зарождающиеся локально, влияют на общественные нормы и ориентиры.
Социальная сеть, критическое мышление и пространство протестов — университеты в фильмах

Дорогие белые люди (Dear White People), 2014

Вымышленный университет (Winchester University), США

Кадр из фильма «Дорогие белые люди», 2014. Источник: The New York Times

Действие разворачивается в вымышленном Университете Винчестер, в котором угадываются кампусы самых престижных вузов США. Само место и его традиции становятся источником конфликта. Если раньше студенты могли выбирать один из Домов, то после решения о случайном расселении у них пропала возможность определять компоненты неформального образования. Эта мера должна была поощрять разнообразие и делать открытыми возможности. Но в реальности она приводит к тому, что среди студентов набирает популярность «Гид по выживанию в море белых». У представителей угнетенных групп, которые в престижной институции оказываются в меньшинстве, нет ощущения сопричастности университетской идентичности: Лайонел не может выбрать major и вынужден постоянно менять Дома, а студентка медиа-искусства Сэм выпускает протестный подкаст «Дорогие белые люди» о дискриминации на кампусе. Давление администрации на студентов и стремление скрыть существующие проблемы только усиливает противоречия.

Хотя круг протагонистов очень ясно очерчен (Сэм, Лайонел), в фильме нет готовых ответов. Центральный вопрос об идентичности университета распадается на множество дилемм. В чем состоит долг университета перед обществом? Как кампусная политика должна противостоять дискриминации и должна ли? Есть ли место активизму в академии? Каким должен быть университет, открытый для студенческих инициатив? Где проходит граница допустимых способов дополнительного заработка для университетов?

Улыбка Моны Лизы (Mona Lisa Smile), 2003

Колледж Уэллсли, США

Кадр из фильма «Улыбка Мона Лизы», 2003. Источник: Кинопоиск

События фильма разворачиваются в 1953 году в Уэллсли, элитном женском колледже свободных искусств и наук. Кэтрин Энн Уотсон, выпускница Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, приезжает, чтобы прочитать учебный курс по современному искусству. Ее задача – научить студенток воспринимать искусство лично и критически, и то же критическое мышление применять к формированию своей профессиональной траектории. Уэллсли в фильме – усредненный и патриархальный женский колледж, где у женщин все еще есть курсы по домохозяйству, а студенткам, вышедшим замуж, разрешается не посещать занятия. После выхода «Улыбки Моны Лизы» в 2004 году выпускники развернули целую кампанию против образа, созданного в фильме, а президент написала открытое письмо с перечислением мер, принятых руководством для смягчения эффекта. Сейчас Уэллсли – очень сильный университет, в котором начались карьеры многих политических и общественных деятельниц; с 50-х он прошел существенную социальную эволюцию.

Фильм ставит следующие вопросы: зачем нужны колледжи для женщин? Как должен быть устроен образовательный процесс, чтобы, с одной стороны, запускать и поддерживать процессы культурной и социальной трансформации, а с другой – не позиционировать преподавателей, студентов и выпускников как радикалов, тем самым ослабляя их социальный капитал? Как нужно обсуждать современное искусство со студентами?

Читайте статью Дары Мельник о впечатлениях после посещения Уэллсли

Социальная сеть (The Social Network), 2010

Гарвардский университет, США

Кадр из фильма «Социальная сеть», 2010. Источник: The New York Times

В центре сюжета – история создания популярной социальной сети Facebook. Многие знают о разбирательстве основателя компании Марка Цукерберга с братьями Уинклвосс, обвинившими Цукерберга в краже их идеи. Но немногие обращают внимание на роль университета в этой истории: социальная сеть Facebook родилась в Гарварде. Изначально ее пользователями были студенты гарвардского бакалавриата: Цукерберг поочередно взломал базы данных Домов Гарварда, чтобы получить доступ к именам и фото студентов, – что очень динамично снято в фильме. Потом сеть разрослась на Йель, Стэнфорд, Колумбийский университет и так далее.

Важную роль сыграла социальная среда Гарвардского университета. Так, фильм делает большой акцент на престижных гарвардских клубах. «Как выделиться среди людей, каждый из которых получил высший балл за единый экзамен (SAT, американский эквивалент ЕГЭ)?», – говорит в первой сцене фильма студент Гарварда Цукерберг. Чтобы попасть в закрытый клуб (он размышляет об известном «Фениксе»), нужно сделать что-то особенное, стать избранным. У студентов Гарварда по определению высокие академические достижения, поэтому клубы задают своего рода социальную иерархию уже поверх этого, дают престиж, связи и контакты. Традиции гарвардских клубов даже оказываются аргументами в ходе судебного разбирательства. Друг Цукерберга и финансовый директор Facebook Эдуардо Саверин обвиняется в жестоком обращении с животными после того, как в течение недели повсюду носил с собой живую курицу – в рамках испытания при отборе в «Феникс».

Кстати, Цукерберг соглашается выслушать братьев Уинклвосс с предложением о совместной работе только после того, как слышит, что они – звезды академической гребли, еще одного полюса социального престижа в Гарварде. Позже братья Уинклвосс пользуются своим статусом в Гарварде в попытке урегулировать спор. Богатая семья и престиж университетских спортсменов приводят их в кабинет президента Гарварда Ларри Саммерса, где они ссылаются на Кодекс студента Гарварда и его положение о честности друг перед другом и недопустимости воровства. Правда, эта попытка не находит поддержки.

Таким образом, истоки создания социальной сети Facebook неразрывно связаны с социальной «сетью» и культурой Гарварда. В университете закладываются не только знания, но и стандарты поведения, будущая мотивация, ориентиры в работе и жизни. Какими они будут у ваших студентов?

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie