28 февраля 2017
Статья

Смешанное будущее: роль технологий в бизнес-образовании

Представляем вашему вниманию перевод статьи Сантьяго Иньигуэса, президента испанской бизнес-школы IE, в которой он объясняет, почему бизнес-школы и корпорации должны учитывать возрастающую роль технологий в образовании.
Смешанное будущее: роль технологий в бизнес-образовании
Источник: Фотобанк бизнес-школы СКОЛКОВО

Технологии (наряду с наработками когнитивной психологии и педагогики) сегодня коренным образом меняют процесс обучения, миссию преподавателей и, конечно, работу бизнес-школ. До сегодняшнего дня целью образования была стандартизация: обучить студентов чтению, письму и арифметике, подготовить к конкретной профессии и помочь развить навыки, без которых нельзя полноценно участвовать в жизни общества и приносить ему пользу.

Тем не менее будущее образовательного процесса сосредоточено на индивидуальном развитии, которое рассматривается как возможность расширить и укрепить качества каждого отдельного человека. Именно в этом состоят главные изменения.

Благодаря технологиям изменится суть образования. Его цель будет не только в том, чтобы человек приобрел знания, необходимые для выполнения той или иной работы. Образование будет способствовать личностному развитию студентов, делая акцент на их сильных сторонах. Учебное время распределится с учетом потребностей и способностей обучающихся. При этом будут постоянно оцениваться результаты образовательного процесса, а также определяться наиболее оптимальные методы обучения с точки зрения личного и профессионального развития. Индивидуальный подход, несомненно, позволит раскрыть предпринимательский потенциал студентов, а также выявить новые профессиональные возможности.

Кроме того, как бы парадоксально это ни звучало, технологии помогут сделать процесс обучения более «человечным». Нам иногда кажется, что технологии — это своеобразный барьер на пути к индивидуальному развитию и человеческому общению. Однако это всего лишь заблуждение, в основе которого лежит миф о том, что технологии представляют собой угрозу для человечества, в том смысле, что роботы захватят наши рабочие места, а в дальнейшем и весь мир.

Помимо адаптации к личности обучающегося, интеграция технологий и обучения способствует сближению преподавателей и студентов. Педагогам технологии помогают в рутинной работе, к которой относятся оценка текущей успеваемости, распространение базовой информации и ответы на часто задаваемые вопросы.

Таким образом освобождается дополнительное время, которое можно уделить более полезным для преподавателей и студентов занятиям, появляется возможность воплотить в жизнь так называемый «перевернутый класс».

Гибкость, адаптивность, насыщенность, простота в освоении и даже увлекательность — вот отличительные черты смешанного обучения, в котором принципы дистанционного обучения совмещены с аудиторным подходом. Преимущество качественных и увлекательных интерактивных методик состоит в том, что они поддерживают интерес к обучению благодаря адаптации к каждому обучающемуся. Они также повышают интенсивность интерактивного общения между участниками.

Методы смешанного обучения, применяемые как в университетах, так и в корпоративных программах, уже стали нормой, и в дальнейшем их значимость будет только возрастать. Тем не менее некоторые аналитики до сих пор умаляют значение онлайн-образования и утверждают, что ничто не сможет заменить личного контакта преподавателя и ученика.1

Здесь важно подчеркнуть, что речь идет о смешанных программах высочайшего качества, где онлайн-модули преподают те же профессора, которые работают в аудиториях с небольшими группами заинтересованных в обучении студентов.

Дистанционное образование часто считают более дешевым вариантом, доступным для всех желающих (сюда относятся и МООК — массовые открытые онлайн-курсы). Это убеждение не соответствует истине. Высококачественными могут быть как контактные, так и дистанционные формы обучения, которые отвечают стандартам престижных образовательных учреждений. Связывать обучение посредством технологий с низким качеством, дешевизной и массовостью — это шаблонное и устаревшее представление.

Сегодня принято считать, что руководители компаний неодобрительно смотрят на корпоративное онлайн-обучение сотрудников. До недавних пор так и было. И тут возникает вопрос: свойственна ли эта проблема нынешнему поколению руководителей? Будут ли генеральные директора будущего более благосклонны к подобным методикам обучения работников, учитывая их более тесное знакомство с интернет-средой и мобильной коммуникацией?

Достаточно оглянуться на 100 лет назад и вспомнить богатые интерьеры залов заседаний с вычурной мебелью, каминами и прочими предметами роскоши и сравнить все это с положением вещей в XXI веке, когда на передний план вышли цифровые технологии, обеспечивающие круглосуточную глобальную коммуникацию, видеоконференции и так далее.

Несмотря на исследования, доказывающие, что дистанционное обучение по меньшей мере не уступает аудиторному в эффективности (и даже существенно его превосходит), многие педагоги, менеджеры по управлению персоналом и руководители по-прежнему относятся к нему с известным предубеждением. Любопытно, что около 80 % преподавателей, которые не имеют опыта работы с онлайн-методиками, заявляют об их недостаточной эффективности по сравнению с привычными формами обучения, тогда как большинство педагогов, обладающих таким опытом, говорят, что дистанционные технологии дают такой же, если не более впечатляющий, результат. И это не говоря уже о том, что многие преподаватели убеждены, будто дистанционное обучение неизбежно ведет к сокращениям.2

Предубеждение против дистанционного обучения есть у многих специалистов и топ-менеджеров, которые получили традиционное образование и привыкли считать, что без непосредственного контакта с преподавателем качественного образования быть не может. Однако эффективность любой программы определяют не средства, с помощью которых она преподается, а сами методики обучения.

Спорить можно бесконечно, но истина заключается в том, что образовательных учреждений, предлагающих смешанные курсы (где качественное дистанционное обучение сочетается с традиционным аудиторным), становится больше с каждым днем. Вероятнее всего, уже через несколько лет большинство бизнес-школ будут проводить большую часть своих программ в смешанном формате.

В частности, можно обратиться к опросу, который проводился в США в 2015 году на тему дистанционного обучения (2015 Grade Level: Tracking Online Education in the United States). 70,8 % руководителей ведущих образовательных учреждений считают дистанционное обучение одним из ключевых компонентов своих долгосрочных стратегий (в 2002 году этот показатель составлял 48,8 %).

При этом 77 % убеждены, что дистанционное обучение дает такие же результаты, что и традиционное контактное, или даже является более эффективным. Всего 28 % признали, что преподавательский состав их учреждения считает дистанционное обучение ценным и заслуживающим внимания.3

Еще один опрос о корпоративном обучении4 свидетельствует о том, что в 2014 году 77 % американских компаний использовали онлайн-методы в своих программах повышения квалификации, тогда как в Европе такие методы брали на вооружение более 3 тысяч компаний. Согласно оценкам, приведенным в том же опросе, к 2017 году онлайн-методами будут пользоваться 90 % компаний.

Таким образом, становится ясно, что роль смешанного обучения в программах для руководящих работников будет расти, особенно в тех случаях, когда участники не могут посещать аудиторные занятия.

Следовательно, вопрос состоит не в том, является ли смешанное обучение нашим будущим и превосходит ли оно традиционное по эффективности, а скорее вот в чем: каково оптимальное соотношение дистанционного и контактного компонентов?

Очевидно, что в каждом конкретном случае правильное соотношение этих компонентов будет зависеть от целей программы и ее содержания, а также от конкретных участников, развиваемых способностей и навыков, стоимости курсов, инфраструктуры, способности инструкторов и педагогов проводить дистанционное обучение. Какие наиболее важные факторы необходимо принимать в расчет, обсуждая перспективы смешанного обучения в ближайшем будущем?

Можно выделить три основных аспекта:

Первый и самый важный — адекватная подготовка преподавательского состава. В новой, смешанной, системе образования профессор становится организатором учебного процесса. Он выверяет степень использования различных методик, адаптирует их к отдельным участникам, ищет баланс группового и индивидуального обучения. Именно поэтому необходимо работать с преподавателями, открывая им широкие возможности образовательных технологий. Неослабевающий интерес преподавателей к обучению — это основополагающее требование для достижения успеха в новой образовательной системе.

Второй аспект касается достижения нужного баланса между компонентами смешанного обучения. Контактные модули, необходимые для социализации и интеграции класса; «живые» видеоконференции и синхронные учебные сессии (есть нововведения, которые значительно улучшают наглядность и восприятие потокового вещания, например, система WOW Room бизнес-школы IE); наконец, увлекательные асинхронные сессии на форумах или в чатах, обеспечивающих обратную связь и обмен опытом.

Третье — это создание учебных материалов, ориентированных на новую систему обучения. Например, мультимедийные бизнес-кейсы в реальном времени, интерактивное групповое и индивидуальное моделирование, персональные материалы и инструменты оценки для максимального личностного развития. Игрофикация обогащает учебный процесс и может применяться практически в любой ситуации, обеспечивая при этом мгновенную обратную связь. Некоторые даже утверждают, что она может помочь в изменении поведения и, что подкупает больше всего, положительно влияет на результаты обучения.

Нет никаких сомнений, что новые технологии способствуют гуманизации образования. И в этом захватывающем процессе конкурентное преимущество любой бизнес-школы будет состоять в уникальном опыте, который та сможет предложить студентам. Если содержание — это принц, а технология — король, то опыт — это император.

Сноски:

  1. См., например, P. Hunter. Why MOOCs and Executives Don’t Mix. // Management Issues, 28.04 2015.
  2. См. L. Redpath. Confronting the Bias Against On-Line Learning in Management Education. // Academy of Management Learning & Education. 2012, Т. 11. № 1. с. 125–140.
  3. I. E. Allen, J. Seaman. Grade Level: Tracking Online Education in the United States. 2015.
  4. R. Berger. Corporate Learning Goes Digital: How Сompanies Сan Benefit from Online Education. 2014.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie