Образовательная программа | Лидерство и личное развитие | Открытые программы

Сила наших связей: как формировать свое окружение

Программа, посвященная управлению социальным капиталом и созданию эффективной системы социальных связей
Запросить презентацию
16 августа 2024
Видео

Шесть нетривиальных вопросов о социальном капитале

Обширный социальный капитал – то есть общий круг знакомств и связанные с ним «дивиденды» – один из факторов не только успеха в бизнесе, но и долгой счастливой жизни вообще. Когда социальный капитал среднего человека на пике, а когда – на дне? Как это влияет на здоровье? Можно ли поддерживать социальный капитал исключительно в онлайне?

Ответы на эти и другие вопросы попытались найти в ходе дискуссии в Школе управления СКОЛКОВО профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Светлана Миронюк и член Совета директоров, директор по развитию Школы Наталья Тимакова.

Этот материал продолжает сюжет, начатый в недавней лекции Светланы Миронюк о влиянии социального капитала на успех в предпринимательстве и карьере в контексте образовательной программы «Сила наших связей: как формировать свое окружение».

Социальный капитал – явление более широкое и глубокое, чем просто набор знакомств разной степени близости: это и материальные и нематериальные выгоды, которые можно получить от общения с людьми, и паттерны построения, поддержания и прерывания отношений, и многое другое.

Шесть вопросов о социальном капитале

Можно ли посчитать свой социальный капитал? Можно. Есть методологии, с помощью которых оценивают индивидуальный социальный капитал, с одной стороны, и коллективный социальный капитал, который связан с более высоким уровнем доверия в обществе и, в частности, с меньшими транзакционными издержками при реализации бизнес-проектов.

Подходы, с которыми знакомят слушателей программы «Сила наших связей: как формировать свое окружение», позволяют определить, сильный, средний или слабый социальный капитал у того или иного человека, есть ли структурные дыры в сложившихся сетях профессиональных и личных отношений и так далее.

Аудит собственного социального капитала – шаг к построению более доверительных отношений с окружающим миром. В российской бизнес-культуре доверие одна из ключевых категорий: новые проекты предпочитают начинать не столько с людьми, проходящими по формальным критериям (присутствие в одном профессиональном объединении), сколько с теми, кого могут порекомендовать и за кого поручиться.

Что снижает социальный капитал? Не только слишком узкий, законсервированный в себе круг знакомств – но и токсичные, отнимающие энергию, выжигающие отношения. Кластеризация своего социального капитала помогает понять, какие люди наполняют вас энергией и энтузиазмом, а какие – напротив, истощают.

Другой пример – отношения, проходящие с перекосом в сторону одного из участников. В этом случае инвестиции одного человека в виде участливого отношения к другому, помощи, совета не получают должного ответа.

Получая поддержку в финансовом или эмоциональном отношении в нужную для себя минуту, такие люди считают ситуацию само собой разумеющейся и не стремятся к ответной инвестиции.

Сейчас наблюдается поколенческая смена ценностей: поколение Z с меньшей толерантностью относятся к токсичным отношениям. Одно из проявлений – «тихий уход», когда сотрудники, недовольные токсичностью в коллективе, но не готовые уволиться здесь и сейчас, сводят к минимуму общение с коллегами и выполнение рабочих обязанностей. Разумеется, с ущербом для эффективности.

Не слишком ли цинично – «я тебе, ты мне»? Конечно, выстраивать отношения, исключительно оценивая их в функциях материального или нематериального капитала, неэффективно: в основе, как ни банально, должен быть искренний интерес к человеку, его заботам и потребностям, готовность помочь.

В общем, золотое правило нравственности: относитесь к другим так же, как хотели бы, чтобы относились к вам. Для начала надо уметь общаться, поддерживать контакты, показывать людям, что они важны для вас по-человечески, а не как функции. А уже потом смотреть, воплотилось это в социальный капитал или нет.

Какие точки входа тут могут быть? Для начала стоит понять, в чем ваша потенциальная ценность. Самый естественный путь – профессия. Готовность делиться своей экспертизой с другими людьми, далекими от вашей сферы, поможет расширить круг знакомств далеко за пределами отрасли. Другая перспективная точка входа – общее хобби.

Можно ли поддерживать социальный капитал исключительно в онлайне? Можно, но без «развиртуализации», контактов в «реальной жизни» построить глубокие, доверительные отношения затруднительно. Не всегда, но часто.

Как минимум часть виртуальных дружеских/приятельских/рабочих отношений имеет смысл переводить в реальные, более сложные и затратные по энергии и времени, но и более крепкие и устойчивые.

Даже однократная «развиртуализация» дает ресурс для укрепления и продолжения отношений в виртуальной среде сколь угодно долго и на качественно ином уровне.

Когда социальный капитал на пике, а когда – на дне? Социальный капитал убывает с возрастом – если, конечно, не работать целенаправленно над его поддержанием и расширением.

В среднем социальный капитал сильнее всего развит в возрасте ученичества (школа, университет) и первого профессионального становления, то есть от 20 до 30 лет.

Далее, если человек не включается в мощное корпоративное, отраслевое сообщество, не обрастает связями в своей сфере, в смежных и совершенно далеких, не находит новых знакомых и даже друзей на горизонтальном (люди одного иерархического уровня в компании/отрасли/социуме) и вертикальном уровнях (ниже или выше себя), то социальный капитал убывает.

Осознание ценности социального капитала и целенаправленные усилия по расширению круга и качества знакомств способствуют его расширению. При эффективном управлении социальный капитал подобно снежному кому год от года будет расти – и давать «дивиденды» как по работе, так и в персональной сфере.

Большой социальный капитал = хорошее здоровье? Необязательно, но связь есть. Не говоря уже о влиянии на деменцию и другие возрастные нарушения, академически доказана связь между ощущением счастья человека и долголетием: счастливые в среднем живут больше.

Причем, согласно одному мета-исследованию, ощущение счастья в ходе жизни среднего человека меняется по U-образной кривой: самые счастливые дети, далее идет постепенный провал к середине жизни, и в зрелом возрасте ощущение счастья возвращается.

Удивительная закономерность в том, что счастливее себя ощущают те, у кого во взрослом возрасте сохранились устойчивые, крепкие, поддерживающие отношения с семьей, друзьями, коллегами и товарищами. Чем меньше социального капитала уносим в зрелый возраст, тем выше риск почувствовать себя несчастным – и прожить меньше.

Материал подготовил Григорий Маслов

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie