«Использование Северного морского пути [вместо Суэцкого канала] снизит выбросы парниковых газов на 23 %, а при использовании сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива — на 38 %», — цитирует их выводы ТАСС.
По оценке СКОЛКОВО, перевозка 1 млрд тонн грузов на маршруте Шанхай-Роттердам (10,5 тысячи морских миль) приводит в среднем к выбросу около 22,3 млн тонн СО2.
Использование Севморпути как намного более короткого (8 тысяч морских миль) маршрута могло бы снизить выбросы на 5,1 млн тонн, а при условии использования сжиженного природного газа в качестве топлива для танкеров — еще на 3,4 млн тонн. А в долгосрочной перспективе использование атомного флота и «зеленых» водорода или аммиака в качестве топлива привело бы к снижению выбросов до нуля.
«Важнейшим элементом развития Северного морского пути становится устойчивое позиционирование его на долгосрочную перспективу как экологически чистого маршрута», — отмечают эксперты института. По их мнению, климатическая повестка и энергетический переход во всем мире способствуют развитию судоходства на Севморпути.
В 2020 году по Северному морскому пути было перевезено 32,97 млн тонн грузов. К 2024 году планируется рост объема перевозок до 60–80 млн тонн, в основном за счет развития арктических проектов по добыче СПГ. За горизонтом 2035 года ожидается существенный рост перевозок транзитных грузов за счет перехода на постоянную круглогодичную эксплуатацию маршрута с появлением ледоколов нового поколения.
Кроме того, инцидент с блокировкой Суэцкого канала может серьезно поменять мировую логистику и отношение перевозчиков и грузовладельцев к потенциальным возможностям Севморпути как альтернативы Суэцкому каналу.
Ранее директор Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО Алексей Калинин отмечал, что международное сотрудничество должно стимулировать бизнес инвестировать в Арктику и технологии эффективного использования ее ресурсов.