01 мая 2024
Статья

Родители – герои нашего времени

Даниил Добрынченко, руководитель проектной работы корпоративных программ Школы управления СКОЛКОВО, поделился с изданием Plus-One.ru своими мыслями о результатах опроса ВЦИОМ о методах воспитания детей и почему их нельзя наказывать. Делимся с вами развернутым комментарием.
Родители – герои нашего времени

Не вина родителей, что они часто ошибаются при выборе методов воспитания

Уровень родительской грамотности и интерес к современным методам воспитания среди родителей довольно низкий. У меня нет данных ВЦИОМ на этот счёт, но полагаю, что это так.

Родительские педагогические умения и навыки требуют серьезной подготовки как в части основных представлений, онтологии, так и длительных по времени тренировок, чтобы они могли стать родительскими компетенциями.

В среднем в стране 1-2 ребёнка на семью, значит с такой ситуацией мы встречаемся нечасто. А если учесть, что на каждом возрастном этапе требуется смена методов и подходов, то можем с уверенностью сказать – профессионалов педагогики среди родителей катастрофически мало.

Источник родительских методов

Откуда черпают свои воспитательные подходы и методы молодые родители, которым некогда всерьёз погрузиться в теорию и практику этой работы? Конечно из своего опыта. Иногда с коррекцией на рефлексию собственных психологических травм, реже – на рефлексию результата воспитания обнаруженного в себе и связываемого с применяемыми методами воспитания родителей или более дальних родственников (как мы их помним). Потому данные ВЦИОМ и их динамика вполне закономерны.

Родительство в идеальном мире

Необходимо отметить, что появилось довольно много популяризаторов современных подходов – это безусловно отважные люди. Их работа бесценна, но, боюсь, это не даёт должного эффекта, когда вы за жизнь 2-3 раза (1-2 своих детей и, бог даст, 1-2 внука) успеваете поработать с одним возрастным периодом. В лучшем случае к концу периода вы, наконец, осваиваете нужные методы и уже пора их менять, начинать новый цикл освоения. В итоге вы либо фокусируетесь на одном периоде, становитесь в нем профи (чаще всего – это период дошкольный и младшей школы), но испытываете трудности в остальных, либо остаётесь дилетантом, но кое-что урывками понимающим в общей логике развития ребёнка.

Поэтому, если мы хотим массово добиваться высоких результатов в вопросах воспитания и образования, придётся прибегнуть к теории разделения труда. В обществе должны быть сформированы профессиональные группы педагогов, тьюторов, психологов, нейрофизиологов, результативности методов которых вы можете довериться. И, так же как в медицине есть доктор общей практики (терапевт, педиатр или, как во Франции, женералист, остеопат), который осуществляет навигацию по сложным специализированным областям медицинской науки, переводит сложный научный язык на понятный пациенту, так же и в педагогике назрела необходимость в таком специалисте.

На родителях по-прежнему возлагается сложная задача: помочь ребёнку стать человеком, но теперь у него есть поддержка и профессионалы.

Но все это в идеальном мире. Что же в реальности? В реальности мы пока не имеем такой профессиональной поддержки в полном объёме. Это связано и с недооценкой вклада образования и воспитания в качество человеческого, социального и культурного капитала. Так же это связано с низким качеством массовой подготовки выше обозначенных профессий. Но в последнее время мы наблюдаем смену подхода к подготовке профессионалов в педагогике, психологии, нейрофизиологии и ряда смежных профессий. Есть шанс на изменение ситуации.

Пройдёмся по методам

Насколько такие методы, как нравоучения и наставления работают с детьми? Конечно, работают при умелом обращении. В специально созданной педагогической ситуации. Только если тот, кого вы наставляете, готов вас слушать. Он полностью доверяет и стремиться подражать вам.

Родители – герои нашего времени

Единственное важное, что может делать родитель для своих детей – это перенести фокус воспитательных и образовательных усилий на самого себя!

Помните? Когда мы сталкиваемся с разными ситуациями в жизни, мы мысленно обращаемся к опыту родителей. Это самое сложное: всегда самому поступать так, как хотел бы, чтобы поступали твои дети. Трагедия родительская в том, что ты делаешь это не рассчитывая, но надеясь, что сейчас или потом или через 20-30 лет твой ребёнок вспомнит и поступит также! Родительство – неблагодарное дело, но отважное и благородное!

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie