24 апреля 2024
Статья

Развитие бизнес-образования, или Как учатся взрослые

О развитии бизнес-образования, преодолении кризисов и выборе программы обучения рассказали директор Департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук и директор по развитию и продажам Илона Крейндлин.
Развитие бизнес-образования, или Как учатся взрослые

  • Илона Крейндлин
    Илона Крейндлин
    Директор по развитию и продажам

  • Денис Конанчук
    Денис Конанчук
    Директор Департамента корпоративного обучения

Предпосылки развития бизнес-образования

На активное развитие бизнес-образования повлияло несколько факторов. Во-первых, последние десять лет во всем мире действовал глобальный проект – «доступное образование», в который включались правительства большинства государств. В результате большая доля населения развитых стран сейчас имеет как минимум один диплом университета. Россия среди лидеров: высшее образование имеют более 60% россиян. Еще 40 лет назад такого не было: в СССР в университеты поступали порядка 15–17% выпускников школ. Сегодня практически все желающие могут учиться, сдав ЕГЭ. С одной стороны, эта ситуация дает возможность людям развиваться и получать знания, необходимые для реализации себя в профессии. С другой стороны, высшее образование стало массовым и перестало выполнять прежнюю задачу – формирование профессиональных, управленческих и интеллектуальных элит. Поэтому появился запрос на появление новой формы, образующей группы людей, которые выходят на передний план в исследованиях, в управлении, в инженерных работах и так далее. Эту роль постепенно берут на себя бизнес-школы.

Во-вторых, люди, окончившие университеты, помнят, что в процессе обучения в вузах важны правильные ответы, за которые ставятся хорошие оценки. Вопросы преподавателю, особенно провокационные, не всегда приветствуются. В жизни же все устроено сложнее: гарантированно правильных ответов не существует. Поэтому люди приходят в бизнес-школы, чтобы избавиться от стереотипов. Здесь все по-другому: студентам, скорее, нужно поставить правильные вопросы, а потом вместе с одногруппниками и преподавателями искать на них ответы.

В-третьих, возникла новая глобальная идея, которая, скорее всего, будет развиваться в ближайшее десятилетие, – это непрерывное образование. От привычной сейчас однопиковой модели обучения, приходящейся на момент окончания университета, то есть на возраст 20–22 года, мы постепенно переходим к многопиковой. Жизнь быстро меняется, и людям, которые прямо сейчас решают управленческие или другие задачи, необходимо постоянно обновлять свои представления о мире, а также наращивать арсенал компетенций и инструментов, которыми они пользуются. Поэтому меняется фокус внимания в образовании: в ближайшее время он будет сосредоточен на обучении взрослых, а это как раз то, чем занимаются бизнес-школы.

В-четвертых, нашей стране и в мире за последние годы произошли многочисленные серьезные изменения, которые не могли не повлиять на процесс обучения людей. Три больших вызова, с которыми все столкнулись с 2020 года, заставили по-новому отвечать на базовые вопросы образования:

  • зачем учиться;
  • чему учиться;
  • как учиться.

Первый вызов, который мы прошли, – это пандемия. Это был кризис формы, так как невозможно было учиться очно и приходилось переходить в онлайн. Появился новый ответ на вопрос «как учиться». Люди массово поняли, что при получении образования необязательно видеть вживую своих одногруппников и преподавателя.

Второй вызов – изменения после 2022 года, влекущие за собой много ограничений, зачастую непредвиденных. Международные рынки начали закрывать доступ для российских компаний. Привычные инструменты перестали работать, поэтому изменилась логистика, финансовая ситуация и прочее. На вопрос, что делать в этой ситуации, пытались ответить многие руководители и бизнес-школы. Сложность преодоления кризиса заключается в том, что новые знания нарабатываются долго: полноценный цикл появления концепции в управлении занимает десятки лет. При этом на практике все компании и предприниматели вынуждены были быстро принимать решения и внедрять изменения. Некоторые пытались описывать свои шаги в виде кейсов и перекладывать действия на учебный процесс. Произошла смена содержания обучения: важнее всего было понять, чему учиться и где взять эти новые знания, которые не описаны ни в каких учебниках.

День выпускника в Школе управления СКОЛКОВО
День выпускника в Школе управления СКОЛКОВО

Третий вызов – ежедневное увеличение объема задач у руководителей. Чтобы двигаться дальше, требуется много энергии и сил. Люди вынуждены держать высокий темп: не бежать невозможно, потому что постоянно появляются другие интересные проекты, запускаются новые продукты, занимая долю рынка. И многие начали понимать, что этот рывок, который приходится делать в ущерб своему личному времени, – это не спринт, а марафон, требующий постоянных сверхусилий. Многие стали задаваться серьезными вопросами: «Как долго я еще выдержу в таком темпе? Зачем мне лично это нужно? Есть ли какие-то альтернативы? Что я хочу в целом от жизни и своей реализации в профессии, с какими людьми я хочу работать?» Для ответов на них руководителю нужно постоянно работать с собой, пытаться лучше понимать себя, чтобы осознавать, откуда у него берутся цели и вдохновение на достижение новых высот. Эти размышления переопределяют ответ на вопрос «зачем учиться»: важно понять, ради чего человек идет в обучение, в том числе в бизнес-школы. 

Этапы эволюции парадигм управления

В последнее десятилетие наблюдается явная смена управленческих парадигм как в российской, так и в международной экономике.

Весь прошлый век доминировала индустриальная экономика, в центре которой располагался актив, производственный процесс или технология, позволяющая производить продукт. Человек в этой парадигме обслуживает технологию, делая так, чтобы она не ломалась и работала эффективно. Эта система способствовала выстраиванию определенного бизнес-образования: в середине прошлого века возник стандарт MBA, включающий конкретные дисциплины, которые помогали лучше работать в той экономической ситуации. Среди них – операционная эффективность, управление проектами и стратегия, помогающая понять, куда инвестировать актив.

В последнее десятилетие началась активная цифровизация, в связи с чем темп жизни увеличился. Пришло понимание, что в центре должен находиться клиент, потому что выручка в конечном счете зависит от того, купит ли он продукт. Главным стал человек, его потребности и то, за что он готов платить деньги. Существуют технологии, которые помогают понять, каким образом мы можем произвести товар, сервис или услугу для удовлетворения этой потребности, и посчитать сходимость экономики при создании продукта под конкретного человека. В этой новой парадигме начали появляться другие дисциплины, которые сегодня доминируют в учебных планах большинства бизнес-школ: цифровизация и бизнес-моделирование, в том числе переход к гибким организациям. Скорее всего, в этой парадигме еще какое-то время будут существовать многие сектора экономики.

На следующем этапе в центре становится не просто клиент, а в целом весь мир, появляется понятие устойчивого развития бизнеса. Людям стало важно сохранить природу, решать экологические проблемы, сделать мир устойчивым и создать условия для более сбалансированной жизни. Эти вопросы рассматривает стратегия ESG, в которой обсуждаются корпоративное управление, партнерство, этическое лидерство.

Каждый этап не отменяет предыдущий, а наслаивается на него. Хотя до сих пор остались компании, которые успешно живут в индустриальной парадигме, большинство организаций сейчас построены на цифровой экономике, для них клиент находится в центре. Компании, которые рассматривают всю свою деятельность с точки зрения наследия, только начинают появляться. Они стараются сохранить имеющийся баланс в природе и думают не только о создании новой ценности, но и том, какими ресурсами и средствами это достигается. Это важный момент эволюции содержательной повестки бизнес-школ.

Преодоление кризиса и запросы в обучении

Выбор образовательной программы зависит в том числе от ситуации, в которой находится компания и человек прямо сейчас. Ежегодно проводятся исследования, в которых сотни HR-руководителей крупнейших компаний отвечают на вопрос о текущем состоянии их организации. Согласно результатам прошлогоднего опроса, бизнес постепенно справляется с последствиями кризиса 2022 года: компаний, которые находятся в кризисе или стагнации, стало гораздо меньше. Практически треть организаций растут, а порядка 40% HR-руководителей ответили, что их компания находится в фазе трансформации: если раньше у них был один флагманский вектор развития — цифровизация или переход к клиентоцентричности — то сейчас им приходится постоянно проводить изменения сразу по нескольким направлениям. Это сложное состояние, требующее много интеллектуальных и энергетических ресурсов.

Последние четыре года показали, что через все кризисы, несмотря на их различную природу, компании проходят примерно по одному и тому же циклу. Когда организация реагирует на событие, она находится в режиме выживания. Задача руководителя – удержать ситуацию, команду сотрудников, компанию и себя. На этом этапе лидеру не нужно привычное образование, так как сложные концепты применить не получится. Поэтому в трудные периоды основной запрос направлен на поддержание функционирования организации. Здесь нужны терапевтические форматы: например, групповой или индивидуальный коучинг – это образовательная технология, позволяющая человеку получить поддержку и разобраться, что происходит в его компании и как ему перестроиться в данной ситуации. Также в такие периоды могут помочь встречи с визионерами или мотивационными спикерами.

После преодоления кризиса наступает новый этап: руководитель понимает, что завтра уже не будет хуже, у него есть возможность ненадолго остановиться и осмотреться вокруг, а не только контролировать работу своей команды. В этот момент важно проанализировать, что произошло и что продолжает происходить сейчас, как трансформировался рынок, что делают конкуренты, как изменилось поведение клиентов. На этом этапе привычное образование тоже не очень эффективно, потому что основной запрос в этой ситуации направлен на осмысление случившегося и попытки предугадать, что может происходить дальше. При прояснении ситуации эффективно работают коммуникационные форматы: на этой фазе развития человека или компании помогут стратегические сессии или встречи с экспертами, которые проходили подобную ситуацию ранее и готовы подсказать, как она может развиваться в будущем. Также можно вступать в различные клубы и сообщества, чтобы в небольшом кругу доверяющих друг другу людей обсуждать темы, действительно важные для вашей компании.

Когда руководитель после прохождения этой стадии нащупал почву под ногами, понял, что происходит, поставил себе цель на будущее, а также осознал, чего он хочет и куда его компания собирается двигаться, тогда начинается фаза развития. При этом лидеру важно понять, чего ему или его компании не хватает для достижения цели, какие ему нужны ресурсы, навыки и знания. Только тогда появляется запрос на привычное образование, подразумевающее длительный процесс обучения.

На образовательном модуле, Кампус Школы СКОЛКОВО
На образовательном модуле, Кампус Школы СКОЛКОВО

***

В Школе управления СКОЛКОВО созданы условия для выстраивания индивидуального образовательного трека с учетом особенностей вашего запроса. На программах преподают не просто теоретики, а профессионалы с практическим опытом в управлении и предпринимательстве, обучающие студентов наиболее востребованным в современном контексте бизнес-дисциплинам.

Продуктовый портфель Школы содержит 80 образовательных программ разной направленности, предназначенных как для начинающих предпринимателей, так и для опытных управленцев. Выбор обучения зависит от стадии развития бизнеса, а также от специфики запроса на личное развитие.

(0)

Знакомство со СКОЛКОВО

Мы подготовили серию регулярных встреч в разных форматах, чтобы рассказать о современном бизнес-образовании в России и мире:

  • какие задачи решает бизнес-образование и кому оно действительно нужно
  • какие компетенции нужно развивать для эффективного управления
  • как выбрать образование, которое подходит для конкретной фазы развития карьеры / бизнеса
  • где сегодня можно научиться бизнес-компетенциям

Подробнее

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie