Что такое VR/AR? Чем они отличаются?
VR/AR – это технологии, которые моделируют или дополняют мир посредством компьютера. Компьютерная технология дублирует мир реальный – VR (англ. virtual reality, виртуальная реальность) или достраивает какие-то элементы реального мира – AR (англ. augmented reality, дополненная реальность). VR/AR-технологии сейчас используются в очень разных сферах: медицина, образование, развлечения, искусство, маркетинг и др.
Поскольку я развиваю и продвигаю технологии в школьном образовании, обычно я учителям объясняю на пальцах так: «Чтобы погрузиться в виртуальную реальность, вам нужно будет надеть шлем, а для дополненной реальности достаточно смартфона». Неточно, но понятно.
Каких зарубежных экспертов ты можешь назвать? Какие университеты занимаются этой темой?
Если говорить о лидерах, то это традиционно MIT, Стэнфордский университет, Лондонский университет, Университет Карнеги-Меллона. Есть отдельные яркие исследования и в других вузах, открываются образовательные программы, создаются онлайн-курсы. Если говорить о сфере школьного образования, которой я занимаюсь, то по-настоящему серьезных глубоких исследований еще не проводилось. На это есть ряд причин: финансовых, этических, организационных. Но ученые все плотнее подступаются к этой теме, держите руку на пульсе!
Что касается России, то в этой сфере есть некоторое разделение между исследователями и непосредственно создателями продукта. В идеале тут должно быть R&D, но по факту выходит, что это два разных направления. Полагаю, что рано или поздно, когда будет достаточно образовательного контента для исследований, и когда целесообразность использования VR ни у кого не будет вызывать вопросов, эта сфера получит новый толчок развития.
Кто в России является достойным игроком в теме VR/AR?
Производят VR/AR-оборудование все также за рубежом. Что касается программного обеспечения, то в России это ряд коммерческих организаций и стартапов, среди которых трудно назвать безусловных лидеров, многие производят достойный контент и по мировым меркам. Если мы говорим об университетах, я бы назвала, конечно, ДВФУ, ИТМО, МГУ им. Ломоносова, Томский государственный университет, Казанский федеральный университет. Есть отдельные исследователи и в других вузах. Мы с моей командой сфокусированы на VR/AR в сфере школьного образования. И в этой нише могу с уверенностью сказать: никто дальше нас не продвинулся. Помимо разработки и продвижения программных продуктов, мы создали платформу для учителей, где размещен весь доступный контент для школ. В рамках программы апробации это было бесплатно, сейчас – переходит на коммерческую основу. Но это не значит, что рынок – исключительно частное школьное образование, государственные учреждения также имеют возможность и заинтересованы использовать новые технологии для обучения школьников.
О самих продуктах я могу говорить бесконечно – это и VR-лаборатория по химии, и диалоговый тренажер по английскому, и VR-задачник по стереометрии, и ряд интересных партнерских проектов. Об этом можно подробнее почитать на нашем сайте и в блоге.
Как будет развиваться VR/AR в мире и в России? Есть ли у него будущее?
Значение и польза VR/AR еще не всем и не всегда очевидны. Сейчас мы находимся на этапе формирования ценности VR/AR для образования. VR ради VR – так тоже можно, но не сильно оправдано с экономической точки зрения, ведь разработку должен кто-то оплачивать, и дальше ее нужно кому-то применять. С VR/AR получилось так: сначала возникла технология в игровой индустрии, а потом начали думать, где еще ее применять. И поэтому вопрос дальнейшего развития этих технологий непростой. Пока разработчик не будет видеть понятного рынка и востребованности своих продуктов, развитие не может быть стремительным. С другой стороны, пока не будет достаточного объема контента для школ, чтобы им тратиться на покупку дорогостоящего оборудования, запросов тоже не будет много. Поэтому, повторюсь, ключевая тема для VR/AR в сфере школьного образования – это формирование рынка, формирование ценности и фиксация нового образовательного результата, который дает эта технология.
Про массовость или элитарность VR/AR технологий в школах пока сложно говорить, так как существует много факторов, которые влияют на развитие этого направления. Например, заинтересованность и вера самих учителей в эффективность VR/AR технологий; качество и объем контента; стоимость шлемов и их эргономичность. Приведу пример с английским: может быть просто дешевле пригласить носителя иностранного языка, чем создавать или покупать VR-тренажер. Захотят ли разработчики создавать качественный, продуманный, с любовью спроектированный контент? Наберется ли та критическая масса педагогов-новаторов, которые действительно захотят продвигать и развивать VR/AR технологии у себя на занятиях? Есть два негативных сценария: останутся просто доска и мел, либо инициатива будет навязана сверху. Но мне хочется верить в позитивный сценарий – от использования новых технологий нам не уйти, но в наших руках сделать его качественным, полезным и красивым.
Фото: из личного архива Юлии Хукаленко
Что нужно сделать, чтобы экспертиза в России в сфере VR/AR возрастала?
Вопрос обширный, я ограничу ответ своей сферой. Нужно, чтобы разработчики и педагоги-методисты работали совместно и учились понимать друг друга. Это можно реализовать двумя способами:
- методом проб и ошибок, когда разработчики делают некий контент, приходят в школы, дают потестировать, собирают обратную связь, дорабатывают и дальше выпускают продукт на рынок;
- за счет подготовки «универсальных» специалистов, которые работают на стыке технологий и образования – педагогических дизайнеров.
Такие специалисты будут способны самостоятельно формировать запрос и создавать актуальный контент. Сейчас на рынке почти отсутствуют такие специалисты. Другое дело, не думаю, что их нужно готовить в рамках образовательных программ вузов: слишком непредсказуемо развивается эта сфера. Не могу сказать, насколько долгоиграющая это будет профессия и нужна ли она в массовом количестве. Возможно, это не станет трендом, а является запросом сегодняшнего дня. Тут, скорее, вопрос самообразования и гибких программ дополнительного образования. Но нам сейчас такие специалисты очень нужны, это факт!
Резюмируя, пока яркого ажиотажа для VR/AR все-таки нет. Но сейчас университеты и колледжи готовят кодеров и разработчиков VR/AR технологий. Поэтому насыщение рынка соответствующими специалистами неизбежно будет способствовать развитию этого направления. Возможно, здесь должно активнее подключаться государство, например, предоставлять гранты, или же разработчики должны рисковать и вкладываться своими средствами, чтобы потом продавать свои продукты учебным заведениям.
VR/AR – это такая сфера, в которой у России есть шанс сказать новое слово, предложить миру собственную разработку. Мы идем «ноздря в ноздрю» со всем миром. Те образовательные приложения, которые мы создаем – не хуже, а в чем-то даже лучше зарубежных аналогов.