05 мая 2023
Статья
Часто на позиции CPO сотрудники допускают ошибки, которые замедляют рост бизнеса и снижают его эффективность. Ведущий программы Школы управления СКОЛКОВО «Chief Product Officer: управление продуктовой стратегией» Максим Михалев и лидер Гильдии PO в «Цифра Банке» Сергей Комаров рассказали, что не нужно делать при управлении продуктовой стратегией.
Распространенные ошибки CPO: что важно знать

Почему CPO допускают ошибки

Прежде, чем говорить о конкретных ошибках, важно понять, что CPO — это не должность, а позиция. Она не регламентирована четкими действиями и напоминает деятельность предпринимателя, который работает с неопределенностью через эксперименты. На позиции CPO у сотрудника меняется предмет, с которым он работает, и характер средств, которыми он пользуется. На смену прежним методам работы и обязанностям продуктового менеджера добавляются задачи, связанные с постоянно изменчивой бизнес-моделью. Задача CPO — приводить бизнес-модель в то состояние, в котором она обеспечивает выполнение целей компании и стейкхолдеров. 

Также стоит помнить, что работа с бизнес-моделью не предполагает заведомо известный результат. Никогда нельзя точно знать, как изменятся показатели бизнес-процессов, и задача CPO — использовать разные подходы, которые теоретически могут увеличить эффективность: итерации, эксперименты и сценарии. 

Из-за такой сложности самой позиции и непредсказуемости итогов возникает ряд распространенных ошибок. 

Классические ошибки CPO

Первая распространенная ошибка — непонимание объекта управления. CPO часто считает себя главным продуктовым менеджером, однако его позиция подразумевает не только управление людьми, но и всеми показателями бизнес-модели. Если не учитывать разнообразие бизнес-процессов, которые находятся под управлением одного человека, что-то может пойти не так, и общая эффективность компании резко снизится. Например, команда часто упирается в улучшение частных показателей продукта, а для компании было бы гораздо продуктивнее работать на уровне стратегии.

Вторая ошибка — отсутствие фокуса на коммуникациях. CPO большую часть рабочего времени тратит на общение со стейкхолдерами, командой и партнерами. В зависимости от того, насколько точно он умеет доносить свои идеи и концепты до всех участников, показатели бизнеса будут либо расти, либо падать. Важно научиться взаимодействовать с каждым представителем бизнеса и уметь правильно расставлять акценты. 

Типовые ошибки CPO

Помимо классических ошибок, СPO могут столкнуться с типовыми. Первая — не думать про деньги. Многие CPO выросли из продуктовых менеджеров. На более раннем этапе работы они занимались построением ценности продукта и мало думали о прибыли, и, оказавшись на позиции выше, деньги так и не стали для них приоритетом. 

Рост финансовых показателей — одна из задач CPO, и чем раньше сотрудник по управлению продуктовой стратегией начнет думать о создании продукта или портфеля продуктов, который приносит заработок, тем лучше. 

Вторая типовая ошибка — забыть о рынке. Для CPO рынок — это не только клиенты, но и прямые и косвенные конкуренты, которые могут придумать другое решение по развитию и продвижению подобного продукта. Если вовремя не оглянуться по сторонам и не проанализировать решения других компаний, потерять рынок и свою целевую аудиторию очень легко. 

Наконец, третья ошибка — не заниматься организацией. Даже при хорошо выстроенной бизнес-модели, продуманном рынке и сильном продукте показатели бизнеса могут стоять на месте или даже ухудшаться. Это происходит из-за непродуманной организации. Если в команде нет четкой структуры взаимодействия, коммуникации, отсутствует понимание функций сотрудников и отделов, достигнуть эффективности сложно. В современном бизнесе нужно регулярно проводить реорганизацию и адаптировать все процессы с учетом изменений показателей и окружающей среды. 

Ошибки CPO при работе в команде

Существуют менее общие ошибки, с которыми сталкиваются CPO в процессе работы. Первая — навязывать команде непонятные для них процессы и ценности. Когда у CPO уже есть многолетний опыт работы, он заранее видит неправильные действия, которые может совершить команда. Однако как бы ему не хотелось предотвратить возможный негативный исход, нужно дать сотрудникам совершить ошибку. Каждый работник должен получить собственный опыт и прийти к выводам. Такой подход будет гораздо эффективнее внедрения непрозрачных процессов, которые не будут решать истоки проблемы.  

Вторая ошибка — нерациональное разделение KPI между сотрудниками. Из-за ситуации неопределенности в любом бизнесе может возникнуть момент, когда какие-то части бизнес-модели уйдут на второй план, и вся команда будет вынуждена сфокусироваться на одной задаче. Например, на построении воронки продаж, а не на торговле. Чтобы сотрудники могли быстро адаптироваться к новым условиям и целям, важно выстраивать KPI с учетом приоритетности текущих задач. 

Наконец, третья ошибка — не обеспечивать прозрачность работы команды и метрик для стейкхолдеров. Важно, чтобы каждый участник бизнес-процессов знал, какой статус у важных для него задач. Для этого можно организовать собрания, на которых сотрудники и стейкхолдеры будут обсуждать ключевые показатели, проблемы и достижения. 

Как работать с ошибками

Все эти и другие ошибки допускать можно и даже нужно, но при этом не забывать делать из них выводы. Другими словами, рефлексировать. 

Первое, что должен сделать CPO, когда случилась ошибка, — принять ее. Здесь важно не просто признать собственную вину, но и объяснить себе, почему в момент принятия решения вы поступили определенным образом, выстроить причинно-следственные связи. 

Второе необходимое действие — понять, почему то, что вы сделали, не сработало. Необходимо найти первопричину — неправильные предпосылки, первопричины и ожидания, которые могли привести к этой ошибке. Подобный поиск точки отсчета поможет в следующий раз при возникновении подобном проблемы изменить способ действия.  

Если вы хотите узнать больше о работе CPO, приходите на программу Школы управления СКОЛКОВО «Chief Product Officer: управление продуктовой стратегией».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie