12 июля 2024
Статья

Пять историй о бизнес-стратегиях: сессия с Андреем Волковым

Может ли бизнес строиться без стратегии? В какой мере стратегия документ догматический, а в какой – изменчивый и ситуативный? Как в Школе управления СКОЛКОВО удалось объединить три различные концепции? Ответы на эти вопросы попытались найти участники панельной сессии в ходе Дня выпускника-2024.
Пять историй о бизнес-стратегиях: сессия с Андреем Волковым

Сессия «Горизонт 2035: выпускники о личных стратегиях» оказалась самой представительной из всех дискуссий, состоявшихся в рамках Дня выпускника: на ней выступили сразу шесть спикеров.

Одни из них в бизнесе десятки лет, другие – относительно недавно, одни построили дело в традиционных отраслях экономики, другие осваивают новые технологичные сферы, это люди разных возрастов и взглядов, но все из них крепко связаны со Школой:

  • Андрей Волков, профессор Школы управления СКОЛКОВО, директор Института общественных стратегий
  • Владимир Млынчик, выпускник MBA-5, LIFT-4, основатель Volts, QET
  • Александр Панченко, MBA-6, Управляющий директор инвестиционной компании Marathon Group
  • Максим Каширин, LIFT-6, президент группы компаний Simple
  • Игорь Сивец, MPS-2, Член совета директоров сервиса путешествий Туту.ру

Модерировал дискуссию Артем Денисов, выпускник MBA-6, LIFT-6, руководитель Камчатского клуба.

Пять историй о бизнес-стратегиях

История Андрея Волкова: Школа как единство противоположностей. В образовании вопрос о длинном и коротком горизонте смещен в пользу длинного: все, что моложе 30 лет, в этой сфере не возраст, а сколько-нибудь серьезные проекты редко реализуются быстрее чем за 10 лет.

Школа СКОЛКОВО с этой точки зрения находится в «раннем юношестве», «отрочестве», хотя способна соперничать и с именитыми учреждениями. Школе повезло, что в середине 2000-х, когда идея СКОЛКОВО только зарождалась, столкнулись три концепта ее построения:

  • Классический концепт, то есть создание по образу и подобию ведущих бизнес-школ типа INSEAD, с упором на управленческие дисциплины;
  • Концепт Рубена Варданяна, то есть создание бизнес-школы нового типа, где учат предпринимательству как самостоятельному рискованному действию;
  • Концепт Андрея Волкова, то есть создание бизнес-школы, где людей учат мыслить как предприниматели, конструировать миры, а все остальное получится само собой.

Эти три концепта конкурировали друг с другом не только в идеологическом поле, но и в конкретных областях: архитектуре кампуса, дизайне аудиторий, кадровой политике и так далее. В итоге в СКОЛКОВО ужились все три, что делает Школу уникальной в мировом масштабе.

Из отцов-основателей СКОЛКОВО, по словам Андрея Волкова, «никто не думал горизонтом 5, 10, 15 лет», планирование было в первую очередь оперативным, на один-четыре года, а замысел был «бесконечно длинным».

Пока России нужны люди, которые размышляют об управлении, предпринимательстве, воплощают теорию в практику, столько и должна жить Школа СКОЛКОВО.

История Владимира Млынчика: план на 40 лет. Вместе с бизнес-партнером Владимир решил составить личную стратегию на горизонте 40 лет, которая строилась вокруг базового понятия – жизненных ценностей, из которых выкристаллизовались цели, а далее – примерный план действий, дорожная карта.

Партнеры пришли к выводу, что им интересно мыслить крупными категориями – заниматься проектами планетарного масштаба. Как пример из сферы электроэнергетики – разработка и воплощение в жизнь технологий передачи электроэнергии без проводов.

Разработка технологий такого масштаба требует огромных финансовых и интеллектуальных ресурсов, поэтому партнеры пришли к выводу, что «за 20 лет нужно заработать очень большой капитал», и определили конкретную финансовую цель. Деньги в этой концепции не более чем инструмент, ресурс для достижения визионерских бизнес-целей, «реализации нашей мечты».

Стратегирование в таких масштабах, по мнению Владимира, позволяет понять, что все нынешние катаклизмы, в том числе геополитические, преходящи – важно лишь понимать, что нужно быть адаптивным и гибким, «может произойти все, что угодно». В современных условиях «стратегия антихрупкости» – не блажь, но необходимость.

При этом замыкаться на одном рынке, одном регионе и даже одном континенте – значит априори вгонять себя в рамки, если речь идет о проектах планетарного масштаба. Мир огромен, и подобные бизнес-проекты нуждаются в международной кооперации, иначе никак.

История Игоря Сивца: черные лебеди со всех сторон. Будет лукавством сказать, что у компании Туту.ру при создании была стратегия на 20 лет – скорее, в голове основателя была «полярная звезда», понимание, куда идти, а правильная долгосрочная стратегия «на бумаге» появилась в том числе после обучения в СКОЛКОВО на программе Master in Project Strategy.

Институализированная стратегия позволила быстрее принимать тактические, краткосрочные решения, на которые раньше уходило много времени и сил, в частности не распылять ресурсы на направления и проекты, которые в моменте могут казаться перспективными.

Кроме того, оформленная стратегия помогает сонастройке отрасли – объединению игроков вокруг большой, важной для всех цели. Такие цели ставятся на основе мегатрендов, определять которые помогает в том числе государственная отраслевая стратегия – в частности, ожидание роста туристического потока с нынешних 60 до 140 млн человек в год.

Вокруг общей задачи – освоить расширяющийся рынок – строятся усилия игроков: с помощью стратегии они сами для себя определяют, где поле для конкуренции, а где поле для кооперации. С другой стороны, всегда нужно быть готовым к черным лебедям, которые «влетают в бизнес со всех сторон», и осторожно относиться к аналитическим прогнозам.

Кто мог предсказать пандемию? Кто мог предсказать восстановление туристического рынка России за два месяца вместо пяти лет? И то, и другое случилось вопреки всем прогнозам.

Есть, конечно, и прогнозы с высокой достоверностью: например, сокращение трудоспособного населения с 2028 года. Учет таких вещей и адаптация к ним – тоже часть стратегии.

Без стратегии компания эффективно существовать и конкурировать на рынке не сможет, хотя и есть понимание, что раз в один-три года она будет корректироваться. Горизонт задан – далее идет «тактическое подруливание».

История Максима Каширина: стратегирование не равно стратегия. Simple в этом году 30 лет, а создана компания была случайно, по стечению обстоятельств, как многие бизнесы в то время: конкуренция в потребительском секторе была низкая, «можно было начинать все что угодно».

Поначалу бизнес строился вокруг тактических, операционных показателей, а первое осмысление возникло через пять лет, когда Максим, как основатель группы, разобрался в специфике сферы, понял, куда движется рынок, в том числе международный, в какую сторону видоизменяется потребительский спрос.

У Simple никогда не было стратегии, основанной на выручке, количестве клиентов или других подобных показателях: ключевое значение имеет не документ сам по себе, а умение стратегически мыслить, стратегирование.

В рамках такого стратегирования Максим пришел к выводу, что спрос в России будет двигаться в сторону европеизиации культуры потребления вина. Этот постулат был положен в основу планирования компании, и определение дальнейших целей и задач стало существенно легче.

Стратегирование в масштабах бизнеса в случае Simple пересекается с жизненной стратегией основателя: по мнению Максима, «если ты предприниматель, если ты понимаешь, любишь и веришь в то, что ты делаешь, ты один знаешь, что ты должен построить и куда прийти».

Закладывать на долгом горизонте определенные финансовые показатели смысла нет: в мире «все меняется очень быстро», а число факторов, способных повлиять на работу компании, настолько велико, что «описывать все их совершенно бесполезно».

Поэтому Simple, определив большую долгосрочную цель, разбивает ее на этапы по 10-15 лет и определяет по ним субцели. К жестким срокам они не привязаны, поскольку жизнь всегда может внести коррективы – это «абсолютно нормально, нам не мешает понимать, что мы все равно придем в некую точку».

История Александра Панченко: основа – целеполагание. Выстраивание стратегии на длинный горизонт может складываться из нескольких вещей.

Первое – стоит определить для себя парадигму дальнейшего развития событий (во что ты веришь) и определить свое место в этой парадигме (что ты хочешь сделать в этом будущем). Иными словами, стратегия на длинный горизонт – это не про дату саму по себе и не про то, к чему ты должен прийти к этой дате. Это про образ будущего, в который ты веришь.

Второй ключевой элемент стратегирования – дисциплина и регулярность. Чтобы работать с длинными горизонтами, нужно регулярно делать вещи, которые, может быть, даже напрямую не связаны с твоим личным долгосрочным целеполаганием, но которые, благодаря регулярным «тренировкам» (ментальным или физическим), точно позволят пройти выбранный путь. Регулярность и дисциплина позволяют создать систему, а система – это именно то, что работает с масштабом и с длинными горизонтами.

Еще одно важное умение для построения работающей стратегии – умение «пересобираться», вставать, когда упал, умение «переизобретать себя». Как говорил Владимир Млынчик, в стратегиях можно не учитывать вещи, которые мы привыкли называть «черными лебедями» - например, геополитические события или что-то подобное. Но точно нужно всегда быть готовым к резким изменениям обстановки и уметь продолжать работать в любых условиях.

И последний элемент для выстраивания стратегий на длинный горизонт: нужно прекратить думать категорией «проекты», в которых есть сроки, дедлайны, общепринятые подходы к управлению. Длинный горизонт требует не проектного, а системного подхода – умения создавать наборы проектов, умения осмысливать контекст, умения выстраивать баланс между разными элементами стратегии.

Материал подготовил Григорий Маслов

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie