01 июня 2020
Статья

Принципы ведения бизнеса основателя Askona Life Group

Владимир Седов, основатель Askona Life Group, за свою жизнь запустил десятки проектов, среди которых крупнейший производитель товаров для сна в России и Восточной Европе и даже целый город Доброград. О принципах предпринимательского успеха Владимир рассказал слушателям СКОЛКОВО Executive MBA.
Принципы ведения бизнеса основателя Askona Life Group
Источник: Владимир Седов, фотобанк Askona Life Group

Предприниматель начинал свою деятельность в городе Коврове Владимирской области с торговли товарами для сна. В 1998 году он открыл первое собственное производство матрасов. Сегодня на долю Askona приходится более половины российского рынка товаров для сна. Стремясь стать крупнейшим игроком индустрии мебели и товаров для сна не только в России, но и в мире, компания все активнее работает на других рынках, в первую очередь, в США и Европе.

Параллельно с производством матрасов Владимир начал интересоваться медициной. Эта отрасль сильно выигрывает от технологических изменений, так как открытия в биологии, инженерии, генетике помогают продлевать жизнь и исцелять прежде неизлечимые болезни.

Предприниматель и визионер Владимир Седов начал инвестировать в новые бизнесы, объединяя их глобальной миссией — сделать жизнь людей лучше. Так в 2015 году в Коврове появился многопрофильный медицинский центр, ведь если у человека есть нарушения сна, то ни специальное питание, ни физические упражнения не помогут восстановить силы — необходимо улучшать здоровье в комплексе.

Кроме того, интерес к медицинскому профилю был продиктован и необходимостью. В последние годы качество государственной медицины падало по всей стране: врачей не хватало, оборудование выходило из строя, заканчивался срок его службы, инвестиций не было. А во Владимирской области, где находится основное производство «Асконы», и вовсе был кризис доступности медицинских услуг.

Команда Седова доказала, что такая частная медицина в нише работы с социальными запросами может быть прибыльной: оказывая высокотехнологичные услуги по профилю ОМС, клиника уже вышла на положительный баланс EBITDA.

Бизнесмен считает, что большинство населенных пунктов в России часто кажутся серыми и унылыми. Типовые многоэтажки и одинаковые кварталы создают не самое прекрасное впечатление для горожан. Вдохновившись урбанистикой, Владимир решил реализовать свою мечту и создать идеальное место для жизни — абсолютно новый город на 50 000 человек, где было бы просто приятно жить. Город Доброград строится в ярких красках. Девелоперы стремятся, чтобы у жителей был доступ к качественной медицине, свежему воздуху и чистой воде.

Во всех своих проектах Владимир Седов руководствовался рядом установок, помогавших ему добиваться своих целей:


Нужно соединять компетенции производства и научной мысли

Когда Владимир начинал работать с товарами для сна, на рынке было много производителей матрасов и много ученых, занимавшихся исследованиями сна. Но эти группы не пересекались. Команда «Асконы» поехала в институт исследований сна в Сан-Диего, где им помогли соединить эти компетенции и придумать много технологичных и прибыльных продуктов. Сейчас предприниматель повторяет этот опыт в своих проектах, связанных с чистой водой.

Продавать следует не продукт, а ценность

Матрасы «Аскона» помогают приобщиться к ценности здорового сна. Покупатели готовы платить за нее больше, чем за обычный элемент кровати. Поэтому возникает необычная ситуация, когда компания продает больше всех на рынке, но при этом ее товар и дороже, чем у конкурентов. Идея заняться водой тоже строится на том, что улучшение качества питьевой воды позволит человеку прожить на семь-восемь лет дольше.

Бизнес — это не только цифры, но и много других факторов

В предприниматели Владимир пришел в начале девяностых по совету знакомого. В это время в России вести дела было не просто сложно, но часто опасно для жизни. Начинающий бизнесмен жаловался на суровые условия. Но в ответ услышал совет, что бизнес — это не сухая математика, описывающая прибыли и убытки, но и понимание всего, что происходит вокруг, и работа над тем, чтобы решать возникающие проблемы.

Работать нужно «в белую»

«Аскона» — абсолютно «белая» компания с 1998 года. Владимир считает, что предприниматели, работающие с двойной бухгалтерией и серыми зарплатами, сталкиваются с кучей ненужных проблем. Во-первых, они не могут открыто говорить со своими работниками, так как коллектив не будет верить в искренность даже там, где двуличия нет. А во-вторых, серая бухгалтерия снижает стоимость компании при возможной ее продаже.

В бизнесе важно опираться на релевантный опыт

Когда Владимир начинал работать в сегменте товаров для сна, ему посоветовали обратить внимание на Индонезию, в чем-то похожую на Россию (численность населения, курс валют), а в чем-то на пару лет опережающую (например, в трендах товаров для сна). Если бы бизнес ориентировался на ушедшие далеко вперед США, то не нашел бы покупателя. Идеи, подсмотренные в Индонезии, помогли точно попасть в запрос рынка.

Руководитель должен внимательно работать со стратегией и структурой управления компанией

Эти два аспекта часто недооценивают. Нужно, чтобы они соотносились с актуальными на данный момент задачами и помогали их решать. Компании должны быть гибкими и способными пересмотреть и стратегию, и структуру, если того начнут требовать интересы организации. Если они сохраняются «по традиции» или для достижения уже выполненных целей, то их надо срочно менять.

Когда есть возможность работать без партнера — работайте без партнера

Партнерство обычно начинается между не очень богатыми бизнесменами. По мере роста прибыли у всех появятся свои интересы. Поэтому практически неизбежен неприятный «развод». Партнерство должно быть полезно стратегически или технологически, просто денег недостаточно. И даже с полезным партнером необходимо привлечь юристов и написать очень детальное партнерское соглашение.

Однажды войдя в партнерство, будьте честным

Владимир начинал свой бизнес не один, а с двумя партнерами-женщинами. Более двадцати лет они гармонично работали вместе и избегали скрывать что-то друг от друга. Как итог — ни одного конфликта за все годы. Когда они решили выйти из партнерства, люди в окружении Владимира советовали пойти на шаги, позволяющие удешевить доли партнеров при выкупе. Но предприниматель отказался, так как считает, что нельзя обманывать тех, кто был честен с тобой.

Тщательно взвесьте, стоит ли привлекать своих детей к бизнесу

Важно, чтобы родственники были счастливы. Возможно, дети предпринимателя хотят не управлять компанией, а быть художниками, учеными, спортсменами. Родитель должен помочь ребенку получить хорошее образование и определиться с жизненным выбором. Если дети станут работать у родителей против своей воли, то ни ребенку, ни компании лучше от этого не будет.

Ценность и культуру не нужно насаждать, на них надо «подсаживать»

Надо понимать, что является важным для отрасли, и посмотреть, что можно для этого сделать. Например, многие врачи в России работают в нескольких местах. Когда Владимир создавал клинику, он предложил врачам хорошие условия, но запретил трудиться где-то еще. В итоге врачи стали работать вдумчивее, активнее проводить консилиумы, лучше «вести» пациентов по всему лечению. У людей в подкорке есть желание, чтобы все было хорошо, поэтому предприниматель должен создать условия, а люди сами взрастят культуру, подходящую для организации.

Руководитель не должен цепляться за место и должен уметь вовремя уйти

С возрастом человек набирается опыта, но утрачивает жажду риска. Руководитель же должен соблюдать баланс и понимать, что совсем без риска в бизнесе нельзя. Поэтому очень возрастной человек становится тормозом развития организации. Некоторые компании ставят верхнюю планку возраста для управленцев. В сорок пять лет Владимир объявил, что в пятьдесят отойдет от операционного управления, и сдержал обещание, в день своего рождения написав заявление об уходе.

Надо постоянно готовить новые поколения управленцев в компании

Когда руководитель уйдет, нужно иметь готовую замену, а не начинать экстренно искать управленцев на рынке. В интересах компании действующим руководителям необходимо принимать активное участие в поиске и не бояться, что их подсидят. Чтобы побороть такой страх, в «Асконе» существует правило, по которому, если человек «выработал свое», ему сохраняют имеющиеся привилегии и переводят на другую должность или в другой бизнес группы компаний до тех пор, пока человек сам не захочет уйти.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie