На каждом этапе жизни у человека возникают кризисы: сначала происходит становление личности, затем — начало взрослой жизни, переход в средний возраст, и каждый из этих переломных этапов часто сопровождается сменой карьерного направления. Однако сейчас профессиональные переходы все меньше стали зависеть от возраста.
Как только человек чувствует необходимость в изменении своего карьерного вектора, он запускает процесс самоисследования, который позволяет понять возможные траектории дальнейшего развития. Происходят постоянные эксперименты, изучение новых профессиональных ролей, и программа «Лидеры как преподаватели» — один из возможных вариантов дальнейшего роста.
Во время обучения на программе участники из разных сфер — практики бизнеса, представители корпораций, деятели культуры и спорта — осваивают инструменты смены карьерной траектории, не только своей, но и других. Весь образовательный процесс состоит из четырех основных модулей, которые можно представить в виде четырех вопросов:
- Кто я: понимание себя в определенной образовательной среде и анализ того, кем вы можете быть.
- Чему учить: соотнесение имеющихся знаний с мировым академическим знанием, умение пользоваться источниками, формировать мысли.
- Как: построение образовательного дизайна.
- Кого учить: работа с аудиторией.
Итогом обучения на программе может стать, например, создание курса или программы для своей команды, книга или другой формат реализации своей цели. Преподаватели помогают участникам выбрать наиболее оптимальные инструменты — форматы, шаблоны — для воплощения желаемого в жизнь.
Слушатели понимают, что любой опыт можно превратить в академический и развивающий других, главное — постоянно находиться в образовательной позиции: от чего-то разучиваться, а чему-то — учиться заново.
Важно все время помнить, для кого этот образовательный продукт, считает Марина Карбан, проректор по образовательным программам и академический директор программ «Лидеры как преподаватели» и FLOW :
Вы можете быть прекрасным специалистом, однако главное — не забывать про своих учеников. Для меня был невероятным открытием тот факт, что я делаю что-то не для себя и не для конкретного человека, а для группы, которую нужно научить чему-то новому. После этого осознания все начало работать по-другому.
Также важно помнить, что часто для людей гораздо важнее контентная или предметная часть образовательного продукта, а не рефлексия опыта. Необходимо всегда концентрировать внимание на том, что вы пытаетесь развить у других новый навык мышления.
Кейсы
Преподавательский опыт и развитие команды
Станислав Логунов, предприниматель, председатель Совета директоров строительной компании «МегаМейд», автор деловых книг, преподаватель и ментор.
Я в течение 15 лет руковожу крупными структурами. За это время я понял, что эффективность и производительность труда внутри компаний зависит от способности сотрудников обучаться, и я пришел на программу, чтобы понять, как этот навык можно получить.
В начале я создал свой образовательный продукт — семинары про бережливое производство во всех сферах. После программы я вел этот семинар в разных городах, и из 400 сотрудников его прослушали 340. Как результат — мы в разы повысили производительность, а 34 работника заняли роль преподавателя и начали обучать других.
Помимо этого, я нашел для себя новую сферу деятельности. В то время я только начинал свой путь автора бизнес-книг и очень стеснялся делиться своим опытом. Благодаря радикальной перестройке на программе, я смог справиться со своей нерешительностью и даже спустя несколько лет после окончания обучения дебютировать как преподаватель.
Расширение границ
Марина Велданова, профессор бизнес-практики, руководитель Центра здравоохранения Школы управления СКОЛКОВО.
За свою жизнь у меня было много карьерных переходов. Базисно я врач, моя вторая карьера — маркетолог в фармацевтических компаниях, третья — генеральный директор. Когда ты реализовываешь себя в нескольких сферах, в какой-то момент возникает «стеклянный потолок» — достижение максимума из возможного. Я стала старшим вице-президентом международной глобальной компании, руководящей несколькими странами, и решила совместить основную работу с двумя образовательными программами в Школе. Одна из них — «Лидеры как преподаватели».
В начале обучения я думала, что мне нужно найти способ расти по корпоративной лестнице дальше, однако это совсем не так. Оказалось, можно расти не вверх, а «в растяжку», дополняя свои профессиональные роли. Так я начала заниматься преподаванием, которое стало моей четвертой карьерой.
Принятие на себя новой роли внутри своей компании
Полина Малышева, Head of Products, Mobile Division, Wargaming
На момент обучения в работала в компании по разработке компьютерных игр около 10 лет, и нам не хватало руководителей. Нанять сотрудников из других сфер было трудно — в нашей индустрии это долго и дорого, и в основном опыт специалистов не релевантен нашей нише. Чтобы решить проблему, я поставила цель сделать курс для руководителей самостоятельно. Я понимала, что мне необходим какой-то буст и системность мышления. Программа «Лидеры как преподаватели» отвечала всем моим запросам, и я стала проходить обучение.
В результате у меня получилось запустить собственный курс для руководителей. Он состоял из ошибок и болей, с которыми сталкиваются люди в индустрии компьютерных игр.
Также я возглавила программу менторства в нашей и компании и основала внутрикорпоративный «Клуб лидеров», где все сотрудники делятся друг с другом опытом и превращают кейсы в рабочие инструменты.