О развитии культуры предпринимательства в России рассуждает генеральный продюсер программ для предпринимателей Школы СКОЛКОВО Елена Бондаренко:
Мне нравится, как прорастает новая предпринимательская позиция в обществе, подобно зеленым росткам, пробивающим асфальт. За последние 10 лет у нас уже сформировалось поколение собственников, и это не коммерсанты, это настоящие предприниматели, которые создают новую добавленную стоимость и работают с новым технологическим укладом.
Парадокс в том, что этот процесс невозможно заметить, если ты на него не смотришь со стороны, для этого нужна специальная оптика. Для меня такой оптикой стали наши программы - «Практикум», «Стартап Академия», «Культурный код». Я вижу, с какими интересными запросами приходят ребята на эти программы, как принимают ответственность за то, что они делают, формируют команды, развивают культуру своих компаний. Видеть и замечать это доставляет большое удовольствие. Думаю, через пару лет можно будет сделать масштабное исследование о том, как изменились предпринимательский ландшафт и культура предпринимательства за последние годы в России.
О предпринимательском образовании
Я обожаю каждую группу, которая к нам приходит. Я всегда им говорю: «Знаете, с точки зрения вашего опыта, вы гораздо больше научите нас бизнесу, нежели мы вас. Вы много делаете, вы успешнее, сильнее, системнее». Но все же в нескольких моментах мы можем быть полезны.
Что это за моменты?
Первое – это организация процесса систематизации мышления. Когда ты несешься вперед и делаешь проект за проектом, ты проскакиваешь рефлексивные остановки, где можно обобщить, понять, за счёт чего это было сделано, как тот или иной результат получился. Почему это было удачно, а это неудачно? Предпринимательское образование, которое мы строим в СКОЛКОВО, как раз помогает это осмыслить, чтобы в дальнейшем можно было на это опираться.
Второй момент: как только ты запускаешь этот процесс, оказывается, что тебе не хватает знания. А где его взять? Есть готовое знание, в том числе и в открытом доступе. Но самое интересное состоит в том, что новое предпринимательское знание формируется внутри коллектива.
Третий момент: предпринимательское мышление разворачивается в плотной коммуникации в коллективах, поэтому группа – важнейший элемент предпринимательского образования. Чем больше группа, чем плотнее коммуникация, чем интенсивнее она сделана, тем интереснее получаются идеи, мысли, контуры. Предпринимательское образование дает предпринимателю именно это.
И наконец, последний пункт, на который я хотела бы обратить внимание, – это работа с «горизонтом». Когда ты все время работаешь в операционном режиме (проводишь сделки, создаешь проекты и так далее), тебе не хватает пространства и времени на то, чтобы подумать о будущем. А вот предпринимательское образование в этом помогает. Сама система выстроена так, что ты можешь сделать предпринимательские ставки в безопасной среде единомышленников, в креативной атмосфере.
Предпринимательство – навык или талант?
Для некоторых людей это действительно талант, данный от рождения. И если этот талант однажды проявился, его не удастся никаким образом подавить. Он будет делать то, что считает нужным, чтобы пробить себе дорогу, – таково свойство таланта. Поэтому в тех, кто с этим талантом родился, в ком уживаются коммерческий кураж, жажда нового, высокая толерантность к риску, способность собирать людей вокруг себя и создавать какие-то проекты, невозможно его загасить, это их природа.
Но бывает так, что талант не проявлен. И тогда важно дать больше свободы, проявить солидарность, оказать поддержку — это очень важная часть образовательного процесса. Часто дети предпринимателей, видя перед собой ролевую модель, хотят себя в этом попробовать. Я бы рекомендовала предпринимателям включать ребят в те проекты, которые ты делаешь, хотя бы по чуть-чуть, – и так показывать им этот мир.
Что делает предпринимателя предпринимателем?
Базовое – это видение будущего и создание компаний, проектов и ходов, которые это будущее формируют. Предпринимательское мышление работает с будущим, оно работает со ставками. Это очень важный навык. И в ближайшее время нам всем нужно этому научиться – создавать и компании, и бренды. Освоить механизмы – организационные, операционные, культурологические – те, которые делают тебя эффективным, классным и масштабным. И в центре этого не только твоя личность, когда ты всё сам или сама, а классная интересная компания.
Для предпринимателя важно продолжать формулировать смыслы, ведь именно со смыслами предприниматель работает. По сути, он создает для своего клиента интересную игру, показывает, во что можно поиграть: в какой ресторан сходить, что посмотреть, что купить, о чём подумать, что почитать. А ведь это фактически смысловые конструкции.
Об изменениях
Базовая предпринимательская ДНК за последнее десятилетие осталась неизменной, но стала мощнее. Больше 10 лет назад ребята, которые поступали к нам на «Практикум», проходя анкетирование, писали: «Я руководитель/Я директор». А запрос их часто звучал как «У нас не описаны бизнес-процессы».
Сейчас, спустя 10 лет, те, кто поступают, пишут: «Я предприниматель, у меня запрос на развитие мышления и на формирование предпринимательской стратегии». За это время произошла идентификация предпринимателя в обществе. Кажется, предпринимателя до сих пор не видят, не признают, но процесс идентификации идет. И люди все увереннее говорят: «Да, я предпринимаю».
Отзывы выпускников
Хаким Ибрагимов, управляющий собственник, логистическая компания RTA, руководитель Сообщества фармацевтических логистов SCM Pharm
«Стартап Академия-30», «Практикум-28», «Культурный Код»
Отношение к предпринимателям не сильно изменилось, оно осталось на осторожно наблюдательном уровне. А вот сами предприниматели меняются: повышают уровень образованности, становятся не просто «бизнесменами», а настоящими предпринимателями.
Каждая из программ в СКОЛКОВО по-разному сказалась на бизнесе: учеба в «Стартап Академии» помогла сэкономить ресурсы, так как вовремя заморозили проект. «Практикум» показал наши возможности по развитию целой индустрии логистики. А благодаря Елене Бондаренко на «Культурном коде» я осознал свой талант, силу и миссию.
Мария Евтифеева, предприниматель
Global Shift 2022-2023, «Две вершины: технологии мышления»
Возможно, отношение к предпринимателям за последние 10 лет мало изменилось, но предпринимательское сообщество совершенно точно стало сильнее. Предприниматели стали более осознанно подходить к выбору сферы деятельности, а неопределенность перестала казаться пугающей: теперь они ищут в ней возможности для реализации.
Когда встречаются «правильные люди», между ними возникает «химия», и меняются оба. Поэтому важно, какими людьми мы себя окружаем. Школа управления СКОЛКОВО – отличное место для поиска вдохновения и обкатки идей в компании «правильных людей».
Антон Зиновьев, основатель компании CarMoney
«Практикум-4», «Практика ШТАБ», «Лидеры как преподаватели», Global Shift
Я вижу запрос от больших прогосударственных структур на предпринимательское мышление, вижу проникновение предпринимателей в госкомпании и даже в госорганы. Мое ощущение, что предприниматель начал появляться в России как класс. В 1990-е было модно быть бандитом, сейчас же формируется тренд на то, чтобы быть бизнесменом и менять мир.
Постоянно советую Школу СКОЛКОВО знакомым и близким. Потому что вижу результат развития себя и компании. Продолжаю использовать СКОЛКОВО как инструмент: нужно трансформироваться или принять новый вызов в бизнесе — иду в СКОЛКОВО.
Дмитрий Желнин
«Практикум-16», «Тандемократия», Digital Shift (ex. CDTO), 2021, Global Shift Expedition
Мы видим, что роль предпринимателя пересматривается даже на государственному уровне. Государство перестало видеть в нас «коммерсов» и фактически признало, что сильная предпринимательская среда – это залог развития. Без нее будет невозможно ответить на современные вызовы.
Хочу надеяться, что это понимание потихоньку будет спускаться и на обывательский уровень: люди поймут, что именно предприниматели создают рабочие места, добавленную стоимость и вносят в нашу жизнь инновации.
Судя по моему окружению, кажется, что предпринимательское сообщество стало более монолитным, взрослым и осознанным, смело берет на себя ответственность в это непростое время.
Я еще помню, когда платить налоги было отнюдь не доблестью. Сейчас обеление бизнеса в нашем ИТ-сегменте я вижу почти стопроцентным.
***