12 августа 2021
Статья

Практикум в лицах: выпускники программы о своем опыте обучения

Владимир Горецкий, один из крупнейших франчайзи сети «Додо Пицца» и недавний выпускник «СКОЛКОВО Практикум», сравнивает программу с подзорной трубой: она формирует новый горизонт видения. Похожие впечатления о трансформационном опыте и у других практикантов — более 1200 выпускников за 10 лет работы программы. Что формирует такое отношение и как устроено образовательное пространство? Рассказываем на реальных примерах.
Практикум в лицах: выпускники программы о своем опыте обучения

Адмиссия вместо вступительного экзамена

«Предприниматели развиваются только в интересных, концентрированных, сложных пространствах, где есть с кем разговаривать, думать, анализировать, вместе что-то создавать», — уверена генеральный продюсер предпринимательских программ бизнес-школы СКОЛКОВО Елена Бондаренко. Поэтому на программе «СКОЛКОВО Практикум» не просто учатся, но обмениваются идеями, инсайтами, создают партнерства, получают ресурсную поддержку.

К отбору участников подходят крайне тщательно. Все начинается с адмиссии — предметного собеседования, где с будущим практикантом разбирают его запрос и цели. «Мы должны убедиться, что человек готов к серьезной трансформации своего бизнеса плюс находится в актуальной ситуации замедления роста или устаревания бизнес-модели. В этот момент наш инструментарий принципиально необходим», — уточняет директор программы «СКОЛКОВО Практикум» Елизавета Ильина. 

Иногда соискателям отказывают. Виталий Александров, создатель сервиса Food Rocket, рассказывал, что пришел на адмиссию с целью «поучиться бизнесу». Но встреча показала, что для него программа неактуальна, а его компания — агентство CRM-маркетинга Out of Cloud — не проходила по критериям отбора (на программу берут предпринимателей с оборотом от 120 млн рублей на стадии замедления роста). Предприниматель поступил на «Практикум» со второй попытки: когда возникла внутренняя потребность понять, чем он будет заниматься следующие пять–семь лет, и сформировался осознанный запрос на личную трансформацию. 

Франчайзи сети «Додо Пицца» Владимир Горецкий оценивает свой опыт адмиссии как очень полезный — и необычный. Он общался с модератором и игротехником образовательных программ бизнес-школы СКОЛКОВО Юлией Мельниковой. «Это был выход из зоны комфорта: тебе, привыкшему, что никто не может слова сказать поперек, задают сложные вопросы и наглядно показывают, что ты чего-то не знаешь. Мне это помогло собраться и принять решение поступить на программу», — говорит предприниматель. 

Шесть модулей по разным образовательным режимам

Образовательно-инженерный движок программы состоит из шести модулей, каждый из которых рассматривает определенный комплекс вопросов: рынок, клиенты, продукт, бизнес-модель и ресурсы, команда. Темы модулей разбираются в рамках нескольких образовательных режимов, посвященных управленческим инструментам, практике принятия решений, личной стратегии, проектному методу, техникам коммуникации, культурному контексту и даже практикам здоровья.

Какой окажется наиболее полезным, зависит от участника. В этом особенность «СКОЛКОВО Практикум»: здесь каждый конструирует свой собственный образовательный опыт. Например, Виталий Александров пришел на программу с запросом на внутренние изменения, поэтому основным для него стал трек Геннадия Станкевича «Личностный практикум». «Я знал, что мне нужно трансформироваться, поэтому с удовольствием занимался выстраиванием личной предпринимательской стратегии, рефлексией, осваивал новые инструменты», — вспоминает он.

«Самый интересный опыт — пережить смерть своего бизнеса» 

Цель СКОЛКОВО Практикум — работа с предпринимательским мышлением и трансформацией бизнеса в условиях изменяющейся реальности.




Важно перейти от мышления «из сегодняшнего дня в будущее» к «из будущего к сегодняшнему дню». Это главный переворот, который должен произойти на программе.


Алексей Комаров
руководитель игрового и проектного режимов. 

Такой новый формат видения многие практиканты называют ключевой ценностью программы. «Когда ты варишься в своем бизнесе, то смотришь на него снизу вверх. А «Практикум» работает как подзорная труба, он позволяет увидеть объект в широком смысле: сначала земной шар сверху, континенты, другие страны, потом свою страну, индустрию, затем свой бизнес. Только так можно понять, где твое место во всех этих процессах», — говорит Владимир Горецкий. С ним согласна генеральный директор креативного агентства TrendFox Ольга Павликова: «На Практикуме ты можешь увидеть, в какой среде обитает твой бизнес, как изменится запрос клиентов через десять–пятнадцать лет. Но главное — понять, где ты сам хочешь оказаться: продать бизнес, масштабировать его или пересобрать».

Одна из самых непростых задач, с которой сталкиваются предприниматели на программе, — необходимость осознания возможной смерти своего бизнеса. Но это обязательное условие трансформации, считает Алексей Комаров: «Если ты не сможешь увидеть, что твой бизнес не вечен, то не будешь замахиваться ни на что другое, не пойдешь в новое пространство».


Двойная поддержка: преподаватели и единомышленники

Сложная трансформационная работа, которая происходит в двух измерениях, личном и предпринимательском, требует безопасного образовательного пространства. Его создают профессора и преподаватели, модераторы и менторы, бизнес-консультанты и тренеры, приглашенные отраслевые эксперты и успешные предприниматели — около восьмидесяти человек для каждого набора. Денис Колокольников вспоминает, что «в обучении была очень хорошая энергетика, и все инсайты, которые пришли в «СКОЛКОВО Практикум», могли случиться только там». А Владимир Горецкий отмечает вовлеченность команды преподавателей в процесс и рассказывает, как до поздней ночи с его группой работала модератор, соведущая игрового модуля и игротехник Ольга Гурова. «Не было никакого формального отношения к работе. Если нужно было, то с нами оставались, помогали. Видно, что это люди, которые хотят созидать, менять мир вокруг себя», — говорит он.

«Каждый вечер к нам приходили приглашенные эксперты: читали лекции, делились личным опытом. Ведь обычно предпринимателю просто не с кем обсудить, что он устал, измотан гиперответственностью и постоянной гонкой — не с сотрудниками же говорить о таких проблемах. А на «Практикуме» нам рассказывали, как выйти из кризисного состояния, давали много советов по планированию времени, делегированию, личностному росту. Это отзывалось и мне, и другим практикантам», — рассказывает Ольга Павликова.

Не менее важным ресурсом становится обучение в команде единомышленников. «Мы все время задавали друг другу сложные вопросы, при разборе рынков и отраслей происходила важная рефлексия: «А где я? А кто я?». Концентрация «качественных» одногруппников позволяет многое переосмыслить, понять, узнать, раскрыть собственную внутреннюю энергию», — вспоминает Вадим Хабиров, один из сооснователей школы скорочтения IQ007. «В нашей группе было шесть человек, которые совпали по ценностям, стремлениям, горизонту мышления, масштабу бизнеса, даже личным симпатиям. С некоторыми мы близко сдружились, а с одним из практикантов ведем сейчас переговоры о партнерстве», — рассказывает Владимир Горецкий. 

И это не единичный случай: 62 % выпускников программы строят бизнес-партнерство с другими участниками образовательного сообщества, а 20 % находят инвесторов в бизнес-школе СКОЛКОВО. «Около 30 % ребят, с которыми я училась, стали клиентами TrendFox. Но даже не это главное: принадлежность «сколковскому» бизнес-сообществу — тот код-пароль, который открывает многие двери. Это комьюнити действительно создает ощущение, что между предпринимателями нет границ. Ты понимаешь, что всегда можешь попросить совета, консультации, договориться о встрече», — убеждена Ольга Павликова.

Трансформация на разных уровнях

Уже во время обучения в режиме реального времени практиканты запускают пересборку бизнес-моделей. Владимир Горецкий вспоминает, как осознал на программе необходимость идти в новую экономическую модель, не оставаться только в офлайне. «Мы поменяли проект развития нашей компании в Польше, с которым я пришел на «СКОЛКОВО Практикум». Увидели, что без нового технологического пакета не сможем конкурировать, получать большую рентабельность. Операционная команда уже начала реализовывать изменения, наша задача — за пять лет развить бизнес в Польше до лидерства на рынке», — говорит он.

Изменения происходят не только в бизнесе, но и на уровне личностного трека. Многие выпускники говорят о том, что меньше погружаются в операционную работу и переключаются на стратегические вопросы, находят баланс между карьерой и личной жизнью. 

Меняется и отношение к бизнесу, предпринимательству как явлению. «Никто не учится в институте на предпринимателя, это либо семейная история, либо естественный рост проекта, который на начальном уровне не требовал профессиональных скилов и знаний. Но чем больше компания, чем больше людей в нее вовлечено, тем больше вопросов возникает: как масштабировать бизнес, как разделять ответственность между партнерами, как делегировать задачи, — рассказывает генеральный директор TrendFox Ольга Павликова. — Целевое профессиональное образование в сфере предпринимательства — это то, чего не хватает в нашей стране очень многим людям. И в бизнес-школе СКОЛКОВО со мной впервые говорили о структуре бизнеса и его ценностях, о сути предпринимательства в целом».

(0)

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie