В 2011 году мне доверили вести мой первый курс в университете – философию для физиков и инженеров. Громкости моего голоса тогда едва хватало на половину лекционного зала, поэтому я стеснительно просила пересаживаться поближе. Надвигалась катастрофа. Физики-теоретики требовали перестать читать им философию жизни из-за нечётких понятий и заменить дисциплину на самоподготовку, а инженеры просто спали. Я ночами судорожно читала методички по философии, грызла ногти и на всякий случай изучала тензоры.
Уверена, в такой ситуации были многие мои начинающие коллеги. Студентам не интересен обязательный курс философии: математики предпочли бы заменить его на теорию категорий, биологи – на работу с данными, а социологи – на кодирование интервью.
Почему так произошло
Общемировая причина – падение статуса философии. В 1960-ые философы были ещё достаточно влиятельными, чтобы публично обвинять инженеров в узости взглядов, которые привели к созданию ядерной бомбы, в 1970-1980-ые философы оставались известными и читаемыми во Франции, но их значимость в мире уже ослабевала. Сначала произошёл поворот к количественным методам, а после – к массовому применению анализа данных и машинному обучению. Простота формализации создала для многих иллюзию, что данные решают всё.
Другая причина специфична для России. После распада СССР отделённые друг от друга направления (диалектический материализм, исторический материализм и научный атеизм) были не только деидеалогизированы, но и слиты воедино. В отсутствие цели для дисциплин было неоткуда взять новый источник разделения предметов, а многие талантливые педагоги философии ушли в сферу политтехнологий и бизнес-тренингов. Это ещё больше усложнило понимание места дисциплины и её основных элементов.
Ещё одна редко обсуждаемая, но немаловажная проблема: преподаватели философии обычно не любят преподавать философию студентам других специальностей. Описывая общую картину, они настаивают на важности философии для всех, но в конкретных ситуациях жалуются на немотивированных студентов и в основном монотонно читают стандартный курс истории философии.
Какую философию выбирают студенты
Исследование 2008 года в австралийских университетах показало, что пользуется спросом дополнение основной специальности более широким философским контекстом. Лингвисты выбирают философию языка, литературоведы – историю зарубежной философии и эстетику, психологи – философию сознания, а юристы – этику, философию права и политическую философию. Студенты естественно-научных специальностей берут в дополнение философию изучаемых наук.
Другой вариант – это философия, упакованная в прикладные профессиональные дисциплины. В первую очередь это этика, дающая ценности, нормы и правила работы в определённой области. Наиболее широкое развитие получили курсы профессиональной этики в областях работы с человеком – биоэтика для медиков и психологов и этика для инженеров. Примеры специализированных курсов по этике широко распространены за рубежом и только недавно начали появляться в России. К примеру, в ИТМО на Новом физтехе введён подобный курс: «Деловая и научная этика, организация научных исследований».
Вторая прикладная дисциплина – теория и практика аргументации. Курс включает в себя изучение элементов логики, построения аргументов, уловки в спорах и применение знаний на практике. Курс относительно универсальный для разных специальностей. В России он чаще всего читается только для философов, среди исключений – курс Виктора и Юлии Горбатовых «Критическое мышление: инструменты прикладной рациональности», который до последнего времени читался в ВШЭ, а теперь существует в формате открытого курса при поддержке Открытого университета Егора Гайдара.
Наконец, философия часто входит в дисциплину с условным названием «Великие книги». Цель дисциплины – знакомство с культурными образцами, основой актуального или желаемого университетом мировоззрения. Ярче всего этот предмет высвечивается в университетах на стыке культур. Например, в Сингапурском университете технологии и дизайна на обязательном для первого года обучения курсе «Global Humanities: Literature, Philosophy, and Ethics» студенты начинают с изучения восточно-азиатского конфуцианства, а затем сталкивают его идеи с европейской и арабской философией. Это отражает особенность обучения в университете, глубоко связанном одновременно с местной культурой и стандартами и ценностями американского инженерного образования.
Нераскрытые возможности философии
Современный университет готовит уже не профессионалов в конкретной области, а людей с набором инструментов для работы и готовых к развитию. Философия находит своё место в личностном развитии учащихся и повышении их уровня счастья. Она создает условия для рефлексии, даёт смыслы и множественные объяснения, учит видеть множественные позиции и уровни. С такой целью профессиональные философы появляются не только в университетах, но и в крупных корпорациях Google и Apple. Даже пенсионный фонд Норвегии нанял себе штатного философа.
Помимо этого, философский курс может быть спроектирован для развития определённого типа мышления. В каждом направлении есть своя трудноухватываемая способность, которая отличает обычного специалиста от потенциального архитектора проектов или ключевого исследователя. Это художественное видение, инженерное мышление или социологическое воображение. Одним из возможных инструментов развития может быть философия, помогающая оперировать на высоких уровнях абстракции и переключаться между разными картинами мира. Такой курс не может совпадать с традиционной методичкой по истории философии по применяемым педагогическим методам и набору литературы. Он требует сборки под конкретное направление в связке с другими дисциплинами и ориентацией на критически значимые особенности работы будущего специалиста.
Советы управленцам
Сложность реформирования преподавания философии в университете – обратная сторона гибкости и всеохватности самой философии. Всё может быть переписано и формально адаптировано под новые требования без изменения содержания. Несколько возможных ходов, которые могут помочь работать с ситуацией:
- Философия должна быть разной на разных направлениях обучения, чтобы у студентов быть возможность связать дисциплину с собственным опытом и другими курсами.
- Выбор преподаваемых субдисциплин и ракурса подачи философии должен исходить из образа выпускника, его целевых компетенций и личностных характеристик.
- Должны существовать варианты по выбору – наиболее значимые для обучающегося элементы могут быть внесены в ядро, но должен существовать выбор для профессионального и личностного развития.
- Важное место занимает выбор педагогических методик – философия в формате лекционного курса не может привести к развитию практики аргументации или инженерного мышления. Курсы должны включать коллективные чтения текстов, групповые проекты, дебаты и другие формы активной работы.
- Необходимо повышать квалификацию или набирать подходящих преподавателей философии – это не обязательно люди с двойным образованием, которые в себе совместили философию и искомое направление, но подходящие под задачу. Главное, что их должно объединять – это признание необходимости публичной, неэзотерической философии для широкого круга людей.
***
Чем же закончилась история с моим первым курсом по философии? Я собралась с силами и развела его на два принципиально разных. Физикам я читала онтологию и теорию познания, сталкивала континентальную и аналитическую традиции, пытаясь показать, что соблазн простой формализации не всегда оправдан. Инженерам я рассказывала скорее философию для жизни: о любви от Фромма и Барта, о страдании от Сартра и Кьеркегора и о непротивлении злу силой (тут студенты никак не могли отличить Ницше от Толстого). Моё деление было интуитивным и во многом популистским, оно не соответствовало никакому факультетскому проекту и даже с семинарами с трудом сочеталось. Зато через 10 лет я слышу, что мой курс заменить не хотели и что-то припоминают про Витгенштейна.