Причина конфликтов в бизнесе и их недопущение
Основная причина проблем между предпринимателями — неумение коммуницировать друг с другом. Наша система образования построена так, что дети в самом начале жизни попадают в очень конкурентную среду, которая воспитывает лидеров-одиночек и развивает нарциссизм. В школе они не делают домашние задания сообща, и как результат - не сотрудничают с другими в бизнесе во взрослом возрасте. Их фокус смещен на различные бизнес-метрики. Например, многие предприниматели регулярно проводят анализ конкурентоспособности, но практически никогда не задумываются о способности кооперироваться с кем-то.
Чтобы сократить количество возможных конфликтов в бизнесе, прежде всего нужно научиться понимать себя. Если человек не понимает собственных потребностей и желаний, он не может понять остальных. Как только этап с осознанием себя пройден, можно переходить к построению партнерства.
Первый деловой партнер появился у меня еще в школе, когда мы с другом впервые стали что-то продавать и распределять прибыль. Затем я попал в КВН, где вместе с участниками мы создали команду-чемпиона, а потом сделали из нее бизнес. Затем я был одним из партнеров «Тройка Диалог» — инвестиционной компании, в которой при продаже бизнеса было 140 человек со своими правилами входа, выхода, распределения ролей и прибыли. Сейчас я также занимаюсь бизнесом с другими людьми. Одна из них — благотворительный фонд «Друзья».
Все эти партнерства стали успешными для меня, потому что партнеры следовали нескольким принципам.
Во-первых, всем участникам нужно уметь слышать друг друга. Когда партнеры понимают, что они разные, принимают плюсы и минусы и различия в мировоззрении, конфликты сокращаются.
Во-вторых, между партнерами всегда должно быть доверие. Если ваш партнер восхищается вами в присутствии других и вы делаете то же самое по отношению к нему в его отсутствие, вы находитесь в доверительных отношениях. Как только вы перестаете восторгаться своим партнером или кто-то из вас прекращает развиваться, привносить в вашу общую копилку эмоций что-то новое, сотрудничество может развалиться.
В-третьих, с партнерами следует откровенно разговаривать. Каждому должно быть интересно и любопытно рассуждать о каких-то вещах, узнавать недовольства и пожелания.
Почему партнерство — это важно и как его создать
Без партнерства компания замедляет скорость развития и теряет возможность распределения рисков. Сам предприниматель остается без единомышленника — человека, который помогает увидеть на первый взгляд незаметные для одного лидера проблемы в бизнесе.
Кроме того, у предпринимателей всегда есть запрос на то, чтобы бизнес не потерял смысл. Сейчас задачу «как сделать так, чтобы бизнес не потерял значимость» решать некогда, многие просто спасают свое дело из-за санкций и перенастройки рынка. Однако вне зависимости от внешних факторов предприниматели задают себе три вопроса: кто ты? куда ты идешь? с кем ты идешь? Партнерство помогает не растерять все эти смыслы. У лидера-одиночки ответов на все эти вопросы нет. Даже когда их бизнес растет, в какой-то момент самые ценные сотрудники могут уйти или создать конкурента. Партнерство позволяет избежать этих и других негативных исходов.
Создание партнерства может проходить по нескольким сценариям. Наиболее правильный — переход сотрудника компании в партнера. Когда работник относится к бизнесу как к своему и дальше расти по карьерной лестнице ему уже некуда, стоит задуматься о партнерстве. Также партнером может быть человек, который прошел с вами какой-то отрезок пути. Например, вы вместе учились или работали. При этом важно учесть, что уровень осознанности у партнеров должен быть примерно одинаковым.
Проверка партнерства: подходит ли вам ваш партнер
Понять, подходит ли вам ваш партнер, можно с помощью простого вопроса «зачем мы вместе?». Если партнеры одинаково отвечают на него, бизнес будет успешным. В противном случае участники будут, как лебедь, рак и щука, тянуть этот бизнес в разные стороны и не достигнут успеха.
Свое «зачем» есть в каждом бизнесе. Например, в фонде «Друзья» наша задача — поднять общий уровень профессионализма в индустрии благотворительности. Если партнеры не знают, с какой целью они развивают бизнес, сотрудники не будут долго работать в такой компании. Кроме того, сами клиенты не будут активно покупать товар или услугу, потому что они заинтересованы в эмоции, которая без четкого ориентира партнеров быстро пропадет. Наш потребительский мир становится обществом, которое хочет быть вовлеченным в бизнес и чувствовать свою причастность к нему.
Что нужно учесть в партнерстве
При создании и продолжении любого партнерства важно задумываться о его возможном распаде. Для этого нужно договориться на берегу, как вы будете расходиться. Хорошая аналогия — брачное соглашение. Прежде чем создать семью, стоит узнать, как человек мыслит. Так же и в бизнесе. В любой момент партнер может захотеть прекратить сотрудничество, или с ним может что-то случиться.
Важная практика — пересмотр партнерских соглашений. Партнерское соглашение рекомендуется пересматривать каждые пять лет, чтобы исключить возможные негативные изменения во взглядах на общее дело. При возникновении разногласий сначала попробуйте их обсудить, и если выход не просматривается, не бойтесь расходиться или брать третьего партнера.
Наконец, помните, что партнерство требует времени. Если вы тратите меньше 30% вашего времени на партнеров и сотрудников, тогда ваш бизнес в опасности.
***
Если вы хотите построить или возобновить партнерские отношения для развития своего бизнеса, присоединяйтесь к программе Школы управления СКОЛКОВО «Тандемократия». Читайте подробности по ссылке.