01 марта 2024
Статья

Почему российским исследователям не помешает пользоваться Twitter

На создание этой заметки меня вдохновила лекция Кэссиди Суджимото (Cassidy Sugimoto) и Винсента Ларивьера (Vincent Larivière) с Летней наукометрической школы CWTS 2020, участником которой мне посчастливилось стать.
Почему российским исследователям не помешает пользоваться Twitter

На создание этой заметки меня вдохновила лекция Кэссиди Суджимото (Cassidy Sugimoto) и Винсента Ларивьера (Vincent Larivière) с Летней наукометрической школы CWTS 2020, участником которой мне посчастливилось стать.

Есть ли связь между рейтингами научных организаций и Twitter? Вы будете удивлены, но она существует. В этой заметке я расскажу о генезисе рейтингов и о том, как статья по физике стала (не уверена, что намеренно) самой обсуждаемой статьей в Twitter. 

Побочное действие

Изначально (1920-1930-е) область применения библиометрических инструментов в основном ограничивалась управлением журнальными фондами в библиотеках. Количество специализированных журналов росло, как и цены на них. Библиотечные работники пытались найти оптимальный подход для отбора изданий, чтобы не тратить деньги впустую. Библиометрия была частью ответа. 

С конца 1980-х годов библиометрия начала применяться для оценки исследовательских групп. Так библиометрические данные переросли в инструменты управления научными карьерами, а индикаторы стали неотъемлемой частью академической жизни. Об этих страницах истории метрик пишет Ив Жэнгра в «Ошибках в оценке науки»

С 2003 года, когда был опубликован первый международный рейтинг The Academic Ranking of World Universities (ARWU), началась эпоха рейтингов университетов. Понятия «оценка» и «рейтингование» плотно слились воедино. Похоже, это в очередной раз подорвало доверие к обоим инструментам. А в чем собственно разница? В том, что первое – это про промежуточный итог в работе, а второе – про публичность и имидж. Это слияние дало свои побочные действия, как пишут в своей статье «Игры рейтингов» (Ranking Games) Магрит Остерло и Бруно Фрей: ученые заменили «вкус к науке» «вкусом к рейтингам».

Twitter и альтернативная библиометрия (Altmetrics)

Altmetrics – это альтернатива классическим показателям вроде индекса-Хирша, импакт-фактора и других. Этот индикатор включен в международный рейтинг научных организаций Scimago Institutions Rankings. Altmetrics включает в себя различные метрики, но в этой заметке мы сфокусируемся лишь на одной (на мой взгляд, самой нетрадиционной, но очень весомой) – ретвиты в социальной сети Twitter. 

В российском пространстве Twitter не прижился, но в США и Европе – это неотъемлемый элемент социальной жизни исследователей. Там они обсуждают испытания, с которыми сталкиваются кандидаты PhD, качество еды на научных конференциях, важность фундаментальных исследований и, наконец, критикуют рейтинги и финансирование по результатам (performance-based funding). Дискуссии можно найти по хештэгам
'AcademicTwitter', 'AcademicChatter', 'ScholarSunday' и тому подобное. В эпоху пандемии Twitter еще и заменил small talk за чашкой кофе.

В начале 2010-х ретвиты стали одним из индикаторов Altmetrics для отражения влияния науки на общество. Логика здесь следующая: если публикация что-то значит, о ней будут говорить. Молва влияет на публичность исследователя, а она, в свою очередь, на рейтинги. Но популярность, как известно, может расти неконтролируемо и с помощью самых разных механизмов.

В 2011 году группа ученых-физиков опубликовала научную статью, которая стала наиболее часто ретвитнутой статьей по физике за всю историю альтметрики. Как это получилось? Первая гипотеза: авторы сделали революционное научное открытие. Но нет. Оказалось, что все проще – дело в аннотации. Название статьи такое, как приличествует серьезной статье по физике: «Можно ли объяснить кажущиеся сверхсветовые скорости нейтрино как квантовое слабое измерение?», а вот аннотация нестандартная. Она состоит из двух слов: «Пожалуй, нет». За счет шуточной аннотации публикация приобрела невероятно высокий показатель Altmetrics – статья входит в 5% лучших результатов всех исследований оцененных Altmetrics.  

altmetrics.com
altmetrics.com

Оптики оценки научных исследований

Современная наука требует крупных финансовых вливаний. Поэтому все острее ощущается потребность в оценке научных исследований – финансирующие институты хотят видеть/ощущать результат инвестиций. На сегодняшний день существует несколько оптик оценки: 

  • Оптика научного сообщества – прирост дисциплинарного знания, чаще всего оценивается цитированием научной публикации. 
  • Оптика федеральных и региональных институтов – экономическое развитие. Для оценки используются косвенные пути оценки, например, количество цитирований в патентах. 
  • Оптика общества – влияние на социум. Один из самых «молодых» видов оценки, который все еще имеет много зазоров и на наших глазах происходит его отстройка. 

Один из таких зазоров я описала в этой заметке. Но не стоит думать, что альтметрика совсем не работает. Она может дополнить другие оптики, развернуть живую коммуникацию вокруг исследования, привлечь внимание к интересным и захватывающим, но не обязательно масштабным проектам. Как пример, исследование Сколтеха, Кембриджского университета и Центра ИИ Самсунга о том, как «оживить» фотографии и картины, лидирующее в рейтинге Altmetrics.

Рейтингование научных организаций в ближайшее время никуда не уйдет, а количество оптик будет увеличиваться. Игнорировать нововведения не имеет смысла, потому что часть из них станет нашей действительностью. 

altmetrics.com
altmetrics.com

Рейтингование научных организаций в ближайшее время никуда не уйдет, а количество оптик будет увеличиваться. Игнорировать нововведения не имеет смысла, потому что часть из них станет нашей действительностью. 

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie