Главный вопрос — как сохранить человеческое в людях
Те, кто занимается педагогикой, сегодня стоят перед масштабным вызовом: как сохранить и развивать в человеке человеческое, а мышление — как ценность? Существуют исследования, которые показывают, что любые значимые потрясения, даже сильный экономический кризис, провоцируют варваризацию общества, когда люди теряют тонкий культурный слой, скрывающий нашу агрессивную сущность. Сложность состоит в том, что человечность невозможно вызубрить как урок. Действует только личный пример: в семье носителями гуманитарных ценностей являются родители, а в школе — учителя. Они помогают детям стать человеком с большой буквы, являются его проводниками в мир культуры: учат его там ориентироваться, вносить свой вклад в развитие общества.
«Ума нет — иди в пед», — шутили в 1990-х. Тогда никто не думал, что хорошее школьное образование — важная социальная инвестиция в будущее. Профессия учителя была обесценена, что негативно сказалось на развитии образовательной системы и всего общества. С печальными последствиями этого мы сталкиваемся сегодня.
Как результат, элитные школы сами занимаются подготовкой преподавательского состава, понимая, что без этого они не смогут дать своим ученикам достойное образование международного уровня. В массовых школах оно практически недоступно.
Одних знаний сегодня недостаточно
Главная проблема большинства российских школ — в том, что процесс обучения сведен к преподаванию предметов и подготовке к сдаче ЕГЭ. Я убежден, что школа должна помогать ребенку учиться управлять собой, развивать социальные навыки и познавать культурный контекст, в котором растут дети. Именно такой подход позволит избежать варваризации общества.
Главная задача — сформировать у ребенка здоровые привычки питания, физической активности, помочь ему освоить техники релаксации и коррекции эмоционального состояния. В Школе управления СКОЛКОВО, например, все образовательные программы сопровождаются спортивными занятиями, чтобы будущий предприниматель умел управлять не только своим мышлением, но и своим телом. Во многих французских школах есть уроки вкуса, на которых дети пробуют разные виды сыров и учатся в них разбираться.
Вторая задача — развить у ребенка социальные навыки, ведь наши успех и психическое здоровье напрямую зависят от социального капитала — связей с другими людьми. Но этому обучают лишь в продвинутых школах. В результате получается, что зачастую социальные связи взрослого человека ограничиваются его коллегами по работе. Но работа — лишь часть жизни, а после нее и по выходным можно вместе с соседями сажать деревья во дворе многоквартирного дома, помогать в хосписе и так далее. Чем больше будет таких проактивных людей, тем более стабильным и социально ориентированным станет общество. В частности, одной из практик по развитию социального капитала являются дебаты, которые в обязательном порядке проводят школы, преподающие по международным стандартам.
Третья задача школы — воспитание культурного человека, который способен рефлексировать о собственных действиях и опыте предков. И я говорю не про преподавание предметов, скульптуры, живописи и так далее, а про понимание культуры любого процесса — ведения переговоров, организации деятельности. Ребенок должен усваивать опыт предыдущих поколений и учиться отталкиваться от него, ставя перед собой новые вызовы, а не пытаясь изобрести велосипед или совершить ошибки, которые до него уже слишком дорого обошлись обществу.
Плюс ко всему школа позволяет грамотно расширять пространство свободы, чтобы человек не впадал в анархию, а понимал, что свобода идет руку об руку с ответственностью. К сожалению, такие условия создают лишь в редких школах, где мнения ребенка и взрослого совершенно равны. Главное — насколько человек способен его обосновать.
Расслоения образования на элитарное и обычное не избежать
Не только педагоги задаются вопросом: в чем предназначение школы, зачем она нужна? Над ним бьются и государства, нацеленные стать лидерами Четвертой промышленной революции. Ответ на него позволит сформулировать те изменения, через которые должна будет пройти система образования. Как результат, школы передовых стран будут значительно отличаться от школ в странах, оказавшихся в числе «догоняющих».
СССР ввел мировую моду на всеобщее образование, когда люди имеют доступ к одинаковым возможностям. Сейчас мы наблюдаем обратный процесс, который, скорее всего, приведет к расслоению образования на суперпродвинутое и «все остальное». В Китае уже есть прообразы таких супершкол. Они создаются внутри инновационных центров, где сосредоточены технологические компании, ведутся разработки инноваций, развиваются лучшие колледжи и университеты. Это модель экосистемной школы. В ней проектный подход и исследовательские процессы интегрируются с начальных классов: ребята находятся в среде изобретателей, ученых, предпринимателей, это формирует их мышление и личность.
В России создаются подобные школы — в том же «Сколково», на острове Русский во Владивостоке, в Казани, где внедряют инновации и холят предпринимателей. Такие прогрессивные учебные заведения ориентированы на формирование научного потенциала и сохранение доступа к достижениям Четвертой промышленной революции.
Те, кто не попал в подобные школы, смогут рассчитывать лишь на получение минимального образовательного стандарта. Кстати, в Китае уже пробуют создавать массовые школы, где весь образовательный процесс протекает без живых учителей, знания транслируются через лекции и проверяются благодаря тестам на компьютере. Задача таких учреждений — выявить талантливых детей и распределить их по школам более высокого уровня.
Почему России важно делать ставку на инженеров и предпринимателей
Другой тип лидерских школ, которые формируются сегодня в мире и в России, производит человеческой капитал, необходимый для реализации стратегий регионального развития. У каждого региона свой социально-экономический потенциал, и для его раскрытия нужны специалисты с определенными навыками. Именно под эти компетенции и типы занятости формируются образовательные программы. Такие школы активно развиваются при поддержке местных администраций в Татарстане, Хабаровске, Новокузнецке, Челябинске. В них планируют сохранить международные стандарты, даже если ситуация в стране будет развиваться по сценарию изоляции. В отсутствие последних технологических и методологических разработок EdTech придется создавать свой инструментарий на базе уже имеющегося.
Третий тип учреждений, где мы все еще можем сохранить образование мирового уровня, — это инженерные школы. У нашей страны есть свои разработки: например, в области цифровых двойников (виртуальная модель любого физического объекта — здания, устройства, целого предприятия. — Прим. Plus-one.ru) в промышленности. Такие школы могут развиваться при поддержке университетов и научных институтов.
Четвертый тип школ, которые помогут России развивать экономику даже в условиях масштабных санкций, — это частные учреждения, открытые предпринимателями. Я называю их школами креативных компетенций, где детям дают возможность попробовать себя в бизнесе, развить необходимые для этого навыки. Если проанализировать историю промышленных революций, можно с уверенностью сказать, что гонку в них выигрывали те страны, где был высокий процент предпринимателей. Что неудивительно — эти люди видят возможности даже в очень сложных условиях и реализуют их, способствуя развитию государства.
Ученикам же массовых школ придется непросто, если педагоги не заинтересуются разработкой уникальных подходов к образованию. В противном случае такие учреждения превратятся в социальные сейфы, куда детей сдают на время, пока родители работают.