01 мая 2024
Статья

Почему «нормальные люди» не хотят быть университетскими управленцами

Почему «нормальные люди» не хотят быть университетскими управленцами

Праздничное настроение располагает к откровенности. «Мы все еще в поиске проректора», – грустит моя добрая знакомая, несмотря на вполне благостную атмосферу дружеских постновогодних посиделок. «Я же вашему ректору отправляла список потенциальных кандидатов. Там и ваши сотрудники были, и внешние. Неужели ни один не подошел?» – удивляюсь я. «Да нет, почти все подошли. Но все отказались. И я их понимаю. Они же нормальные люди, зачем им это?...».

Еще пару дней у меня в голове рефреном звучала эта фраза «они же нормальные люди», и в памяти всплывало несколько картинок: разные вузы, разные люди, та же ситуация, те же слова. Дежа вю. Казалось бы, вам предлагают руководящую должность – можно раскрыть свою амбицию, реализовать свои смелые идеи, развить свои управленческие навыки, да и вообще это интересно и почетно. А люди отказываются...

Эта статья не для тех, кто твердо решил не ходить по управленческому пути. Она для тех, кому сделали «предложение, от которого нельзя отказаться», но хочется. Для тех, кто должен радоваться, но им почему-то тревожно. Какие причины на самом деле стоят за нежеланием занять управленческую должность, и о чем стоит поразмышлять прежде, чем принять финальное решение? Давайте разбираться.

Причина 1: «Моя жизнь изменится»

Что за этим кроется? На самом деле за этой причиной кроется повышенный уровень ответственности: интеллектуальной, перед коллективом, и самое главное – перед собой. Из-за этого придется намного больше работать. Дело будет требовать больше внимания, больше времени, его нельзя будет просто отложить «до понедельника». Большинство задач придется ставить себе самому, но и от того, что прилетит «сверху», вы никак не застрахованы. Как следствие: работа по 12-14 и более часов в сутки, в выходные, в праздники, в отпуске (при его наличии). Вы знаете, чего вы на самом деле боитесь, но вам почему-то стыдно в этом признаться: вам страшно, что руководящая должность наложит существенные ограничения на вашу личную жизнь и на возможность свободно распоряжаться самим собой.

Что с этим делать? Во-первых, не питать иллюзий и не обманывать себя. Да, есть определенные типы деятельности, которые требуют полного включения, отдачи и не подразумевают фиксированный график. Управленческая работа в их числе. Чем быстрее вы примете тот факт, что это не «переработки», а соответствующий должности объем и график работ, который идет в комплекте с интересными задачами, возможностями принимать решения, новыми связями, кабинетом, статусом, зарплатой и штатом сотрудников, тем легче вам будет устраивать свою новую жизнь.

Во-вторых, никто не отменял гигиену и дисциплину организационной работы – планирование, расстановку приоритетов, тайм-менеджмент. И если при небольшом объеме работ мы можем позволить себе не тратить время на составление графика и приоритизацию, то в условиях многозадачности, неопределенности и высокого темпа планирование и структурирование становятся жизненно необходимыми инструментами работы.

В-третьих, плох тот управленец, который делает все сам и не выстраивает процессы и работу коллектива таким образом, чтобы они могли хотя бы на определенные периоды работать автономно, то есть без постоянного контроля и постановки задач со стороны руководителя. Выстраивание такой «машины» займет время и потребует усилий, но считайте это своей инвестицией в будущие выходные, праздники и отпуски.

Причина 2: «А вдруг я не справлюсь?»

Что за этим кроется? Обычно на эту болезненную точку давят сразу несколько факторов:

  1. Вам кажется, что вы не готовы, и вам требуется какое-то специальное обучение и подготовительная работа. Всегда есть ощущение, что где-то существует та самая книжка или тот самый обучающий курс, который раскроет все секреты руководства и выдаст золотой ключик для решения всех управленческих вопросов.
  2. До вас эту должность занимал опытный и / или статусный человек, и вы на его фоне кажетесь недотепой. Вы в красках представляете себе, как каждый ваш шаг, каждое ваше решение будет рассматриваться под микроскопом и комментироваться в стиле «а ваш предшественник делал это быстрее / эффективнее / аккуратнее / разумнее / креативнее»... Список бесконечен.
  3. На этой должности вас ожидают сложные задачи. Если это не вопрос рутинного администрирования, а действительно сложная задача, то обычно это одно из трех: либо есть проблемное направление, которое нужно спасать; либо это направление еще не существует, и его нужно создать с нуля; либо нужно вывести направление на совершенно иной качественный уровень. В любом случае, все три варианта на первый взгляд выглядят вполне пугающе.
  4. Вам кажется, что у вас недостаточно опыта или неподходящий возраст. Вам бы еще пару-тройку лет укрепиться в своей профессиональной сфере. Или еще 5-10 лет поработать заместителем. Ну или хотя бы дождаться первой седины для приличия.

Что с этим делать? Для начала – выдохнуть. Следующий шаг – признаться себе, что вы, конечно, с чем-то не справитесь, это нормально, но вы не можете не справиться со всем. Иначе вам бы просто не предлагали эту должность. А значит вам доверяют и допускают, что вы полностью или с некоторыми оговорками соответствуете требованиям.

Дальше стоит разобраться, где вы видите потенциальные слабые места. С чем именно вы боитесь не справиться? В этот момент важно отодвинуть эмоции и страхи, рассуждать предельно конкретно и рационально. Не знаете, как справляться с большим коллективом? Не уверены, что справитесь с отчетностью? Нет идей по развитию вверяемого вам направления? Испытываете сложности с публичными выступлениями на широкой аудитории? Как только вы предельно точно зафиксируете, где именно у вас есть пробел, вы сможете сформулировать себе конкретный запрос. И только в этот момент можно ставить себе задачи на обучение, чтение нужных книг и справочных материалов. Скорее всего, вы сможете это сделать только тогда, когда начнете входить в должность.

Управлению, как и другим видам деятельности, можно научиться только через осуществление этой деятельности и ее рефлексию, в которой как раз формируется запрос на новое знание. А до начала практики вас будут одолевать только страхи и суета, но они плохие советчики.

Что касается опытных и статусных предшественников: они тоже с чего-то начинали, и свои опыт и статус зарабатывали, в том числе проходя тот путь, который предстоит вам. А если их опыт вам ценен и важен, постарайтесь его использовать: диапазон широкий – от преемственности в постановке задач до вовлечения предшественника в совместную работу.

Новые сложные задачи? Прекрасно! Если нет новых сложных задач, зачем вообще соглашаться на управленческую должность? Главное, в самом начале решить для себя и обсудить с руководством два ключевых момента: ваше видение конечного результата, за который вы должны взять ответственность, и ваши полномочия – уровень автономии и свободы принятия решений крайне важен для работы с новыми сложными задачами.

Ну а возраст и опыт – это вечные недостатки. Просто смиритесь. Опыта всегда не хватает, а возраст никогда не подходящий: сначала кажется «слишком рано», а в какой-то момент наступает «уже поздно».

Причина 3: «Мне придется стать таким же, как “они”»

Что за этим кроется? Это, пожалуй, самая иррациональная причина. Существует некое разделение в коллективе университета на «мы» (преподаватели, исследователи) и «они» (администрация). Этот социальный миф достаточно силен, и справиться с ним непросто. На мой взгляд, корни его кроются в отсутствии представления о целостности университета, а также в нежелании обеих сторон понимать ситуацию, ограничения и систему принятия решений другой стороны, ну и, конечно, в тотальном отсутствии какой-либо содержательной (не административной) коммуникации. В итоге кажется, что «они» не ценят то, что делаем «мы», а поэтому принимают неэффективные и циничные решения. И если я стану одним из «них», я тоже должен буду такие решения принимать, а значит стану предателем и разрушу те добрые отношения, которые у меня сейчас есть с коллегами, среди которых мои друзья, учителя и ученики.

Что с этим делать? Если вы не способны к рефлексии, реконструкции чужих решений и сложной позиционной коммуникации – ничего. Не делайте с этим ничего и не соглашайтесь на назначение. В противном случае, оставаясь в схеме «мы-они», но перейдя как бы в стан врага, вы ничего кроме пожирающего вас внутреннего морально-этического конфликта не заработаете. Для того, чтобы не входить в этот конфликт, вам сначала нужно сформировать у себя другое представление об университете, целостное, где нет правой и неправой стороны, а есть фиксация проблемных зон, работа с которыми возможна только при ответственном включении всех участников деятельности.

Нужно быть готовыми к долгому и конфликтному пути. Ведь даже если вы сами избавитесь от схемы противостояния двух кланов, коллектив свои представления моментально не изменит. А если вы действуете в интересах развития университета, вы не можете просто сбрасывать со счетов тех, кто не согласен с вами. Вам придется разбираться с их представлениями, вести с ними коммуникацию, вырабатывать совместные решения. Но даже если вы будете максимально открыты и конструктивно настроены, вы не сможете остаться для всех одинаково хорошими. Управлять – это, в том числе, расставлять приоритеты, отделять важное от менее важного и отказывать. Главное всегда помнить, зачем вы это делаете, к чему вы идете сами и ведете за собой университет.

Причина 4: «Мне придется отказаться от моей любимой работы»

Что за этим кроется? На моей памяти это самая частая причина, которая произносится вслух. Вы только что получили грант на исследование, к которому так долго шли. Вы несколько лет дорабатывали, допроектировали свой курс и, наконец, ведете его так, как вам нравится, получаете огромное удовольствие. И тут это предложение. За что?..

Что с этим делать? Посмотреть на ситуацию чуть шире. А вас точно все устраивает? Можно ли что-то изменить в управлении, что позволит таким, как вы, работать еще более продуктивно и комфортно? А есть ли кто-то кроме вас, кто точно может это сделать? Или, если вы откажетесь, руководителем назначат кого-то, кому вы бы не доверились? К сожалению для конкретных людей, но к счастью для университетов, иногда случаются такие моменты, когда приходится отказываться от чего-то любимого и уютного, чтобы сделать нечто большее для себя и для других. Это определенный уровень зрелости, до него нужно содержательно и ценностно дорасти.

С другой стороны, при любой руководящей должности можно, даже необходимо оставлять себе зону своей профессиональной реализации в преподавании или исследованиях. Да, она заметно сократится, но она должна быть. Университетский управленец, который заходит в аудиторию или в лабораторию только для сопровождения высоких гостей, быстро теряет связь с действительностью.

Причина 5: «А смысл? Я все равно ничего не смогу изменить»

Что за этим кроется? Если это не кокетство и не завуалированное «А вдруг я не справлюсь?», то за этой причиной стоит представление о том, что все предопределено: все решается «где-то там наверху», оттуда спускаются правила и нормы, университетские администраторы их только исполняют. Популярное, но ложное представление.

Что с этим делать? Ответить себе на вопрос, а что вы хотите изменить? Только не легкомысленно, а ответственно. Дальше проверить на фактах, на самом ли деле все предопределено «наверху» так, что вы связаны по рукам и ногам, и нет никакой возможности придумать решение в университете. А как решают эту проблему коллеги из других университетов? А, может, проблема, на самом деле, в другом месте, а вы воюете с ее симптомами? Если начать по-серьезному отвечать на эти вопросы, то выяснится, что изменить на университетском уровне можно многое, просто дефицит идей и людей, готовых взять ответственность за реализацию этих идей.

И чем больше вы будете делать на университетском уровне, тем быстрее вы поймете, что на национальном уровне изменения с вашей позиции тоже возможны – с помощью выдержанных и своевременных публичных высказываний, экспертной работы, консалтинга, идейного объединения с другими такими же, создания общей повестки и совместного лоббирования на вышестоящем уровне.

Вместо заключения – небольшой комментарий. Смысл этой заметки не в том, чтобы уговорить всех во что бы то ни стало стремиться к управленческой карьере. У меня не было задачи подсветить только позитивные возможности руководящей должности и скрыть ее неприятную сторону. Смысл в том, чтобы у человека, находящегося на распутье, была возможность глубже и честнее подумать о подлинных мотивах и отогнать от себя несколько коварных мифических страхов, которые так искусно нами манипулируют в самые ответственные моменты.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie