Ведущие американские банки сокращают персонал, связанный с их китайским бизнесом, и в целом снижают ожидания от этого рынка, пишет Bloomberg. По мнению Алексея Калинина, чтобы понять, что движет американскими компаниями, необходимо принять во внимание три фактора.
Во-первых, растущая конкуренция на китайском рынке. Период, когда ведущие американские банки были носителями уникальных компетенций, продуктов и решений, давно позади. Китайские банки вполне состоятельны для решений на внутреннем рынке и в глобальном масштабе. Примечательно, что в десятке наиболее дорогих банковских брендов пять китайских, причем три из них — на первых строчках.
Во-вторых, ситуация в банковском секторе США в настоящее время крайне тревожная. После банкротства Silicon Valley Bank (SVB), Signature Bank и Silvergate Bank участились разговоры о крахе финансового сектора США. Потери сектора оцениваются в 620 миллиардов долларов по итогам 2022 года, и только марте 2023 года вкладчики вывели из американских банков свыше 400 миллиардов долларов.
В-третьих, имеет место фактор замедления роста китайской экономики. Политическое руководство Китая устанавливает долгосрочный ориентир роста в диапазоне 5,5–6,5%. Если не брать в расчет колебания пандемических лет, то можно наблюдать, что темп роста в последние годы постепенно сокращается с 8 до ожидаемых по итогам 2023 года 5–5,5%. К концу десятилетия они постепенно снизятся до 3–3,5%.
Конечно, это значительное снижение, но даже такой рост для столь крупной экономики весьма значим. Достаточно сказать, что прирост китайской экономики на 5% примерно соответствуют 20-й по величине экономке мира (скажем, Турции, Голландии или Швейцарии). Более того, по свежим данным IMF, именно Китай будет вносить основной вклад в глобальный рост экономики в ближайшие пять лет, обеспечивая свыше 20 процентов глобального роста (вдвое больше, чем США). Иными словами, ожидаемое замедление китайской экономики никак не влияет на положение Китая как локомотива глобального роста.
Несмотря на указанные факторы, ограничивающие рост китайской экономики, рассматривать Китай как угрозу глобальному росту преждевременно. Однако плавное выдавливание международных игроков с китайского рынка наблюдается в последние 10 лет. Это происходит ввиду увеличивающейся стоимости рабочей силы и растущей конкурентоспособности китайских компаний.
Легендарный американский производитель бытовой техники GE Appliances в начале 90-х предложила купить компанию Haier и получила отказ, а в 2016 году компания Haier сама успешно приобрела GE Appliances за 5,4 миллиарда долларов — не самая крупная сделка, но символичная. В последние годы переориентация глобальных компаний на другие рынки усилилась на фоне радикальных мер Пекина по борьбе с пандемией. Иными словами, мы наблюдаем встречные тренды: замедление китайской экономики и стремительный рост конкурентоспособности китайских компаний, которые почти не оставляют места в Китае для некитайских компаний.
Подробнее – по ссылке.