Беседа с Еленой Друговой, участницей программы «Глобальное образование», к.ф.н., директором научно-образовательного центра «Институт передовых технологий обучения» Томского государственного университета, научным сотрудником Института образования НИУ ВШЭ.
Фото из личного архива Елены Друговой
После обучения в Университете Монаша и возвращения из Австралии в Томский государственный университет мне была поставлена задача: способствовать внедрению передовых технологий обучения, цифровых сервисов, заниматься цифровизацией образовательного процесса. Потом в мире случилась пандемия, и она очень резко и в краткие сроки кого-то вынудила, а нам здорово помогла научиться перестраивать образовательный процесс, используя модели и методы педагогического дизайна.
Что такое педагогический дизайн?
Такого термина и словосочетания, как «педагогический дизайн», 10-15 лет назад в научных публикациях в России практически не было, встречался изредка «дидактический дизайн». Сам термин – это перевод английского словосочетания «instructional design» или «learning design». В России пока нет устоявшегося термина – это направление сейчас чаще всего называют «педагогический дизайн», а также «педагогическое проектирование», «образовательный дизайн», «дизайн учебного опыта». Кстати, это актуальная задача для российского образовательного сообщества – договориться и закрепить термины. С волной цифровой трансформации в образование пришло много новых неустоявшихся терминов, например, «смешанное обучение», «гибридное обучение».
Педагогический дизайн появляется в вузе, когда делается ставка на качество образования и ориентацию на образовательный опыт студента, когда возникает необходимость менять обучение в связи с появлением новых технологий, перехода в смешанное или онлайн обучение, когда проектируются новые образовательные программы. Педагогический дизайн, с одной стороны, это структурированная и четкая логика проектирования образовательного продукта, со своими правилами, этапами, теориями, с другой стороны – это творческий незастывший процесс, результаты которого могут быть очень разные.
Специалист, который занимается проектированием и трансформацией образовательных курсов, называется педагогический дизайнер. В ведущих университетах мира он часто выступает помощником преподавателя, помогает системно перестроить курс. Заниматься перестройкой курса нужно, в первую очередь, когда с ним есть какие-то проблемы: плохие оценки, жалобы, негативная обратная связь от студентов. Сам преподаватель, безусловно, тоже выступает дизайнером своего курса, но ему не всегда хватает компетенций, особенно молодому начинающему преподавателю.
Если педагогический дизайн – новое направление для России, означает ли это, что мы находимся в догоняющей позиции относительно мирового образования?
С одной стороны – да, с другой стороны – можно внедрять лучшие мировые практики с ориентацией на российские особенности. Фронтир педагогического дизайна находится в цифровизации, учебной аналитике, построении системы визуализации (например, дашбордов, англ. – dashboards, доски). Если нашим вузам двигаться в этих направлениях, то можно и во фронтир попасть со временем. Особенно в исследовательской части: выдвинули гипотезу, апробировали, описали, зафиксировали результаты.
А чем отличается методист от педагогического дизайнера? Не является ли «пед.дизайнер» новым словом для уже понятной и привычной функции «методист»?
Сейчас в российской вузовской системе, по формулировке одного известного университетского лидера, действует так называемый «деканатский дизайн», где есть методист, который отвечает за нормативную сторону вопроса, чтобы все бумаги были правильно оформлены в соответствии с ФГОС и прочими нормами. Но, к сожалению, такое оформление и нормирование имеет больше рамочный характер и слабо помогает реальному проектированию содержания и форматов обучения. Так сложилось, что функция методиста – это удерживание и контроль нормативной рамки. Возьмем, к примеру, рабочие программы дисциплины: часто преподаватель заполнил их и забыл, и они не являются его рабочим инструментом и «гидом» для непосредственного ведения курса. К сожалению, часто получается, что бумаги отдельно, реальный учебный процесс – отдельно. При этом роль методиста в вузе – существенная, особенно во время прохождения аккредитации.
В идеальном мире должна работать команда: преподаватель, педагогический дизайнер и технологический помощник (англ. – technologist). Преподаватель работает «вживую» со студентами, пед.дизайнер в паре с преподавателем проектирует курс, структурирует его содержание, наполняет курс современными форматами, заданиями, формами оценивания, а технологический консультант помогает подобрать и грамотно применить разные цифровые решения, консультирует, помогает с техническим размещением контента на образовательных платформах. Но чаще в жизни три эти роли лежат на одном человеке – преподавателе, и это довольно большая нагрузка.
Источник: Unsplash.com
Если педагогический дизайн – это командная работа, то кто несет ответственность за результат, какой получился курс?
Преподаватель никогда не будет делать то, что ему неблизко. Поэтому за результат все-таки отвечает преподаватель. Педагогический дизайнер – это вспомогательная методическая позиция, заинтересованная в повышении качества образовательного процесса.
Какой бэкграунд должен быть у педагогического дизайнера? Кто может им стать?
Опыт показывает, что пед.дизайнером может стать специалист, у которого не обязательно должен быть собственный большой опыт преподавания. В большей степени важна способность системно видеть дисциплину, взаимосвязь результатов и наполнения курса, способов оценивания, понимание устройства учебного процесса в целом. Сейчас вузы восполняют свои потребности в таких специалистах преимущественно изнутри, то есть за счет собственных сотрудников после обучения и переквалификации. Но возможность привлечения внешних специалистов с рынка тоже присутствует, хотя пока в меньшей степени. Сейчас это скорее точечная история, не массовая практика. При этом, возможно, у «внешнего» человека вера в возможность перемен сильнее, но зато действующий сотрудник знает все тонкости и хитросплетения вуза как сложной организации. На первом этапе апробации и внедрения наиболее эффективный способ, скорее, вовлечение собственного сотрудника или человека из вузовской среды, но когда такой дизайн станет массовым явлением и нормой в работе вуза, то эффективнее будет привлекать сторонних специалистов с рынка. В зарубежной практике вузы работают часто по второму сценарию.
Педагогический дизайнер – это скорее инфраструктурная общевузовская позиция, или лучше держать на факультете отдельного специалиста?
Возможно сочетание этих двух подходов. В Университете Монаша, например, дополнительно к общеуниверситетским специалистам есть отдельные пед. дизайнеры на факультетах. Это специалисты- «предметники», то есть им глубоко понятна сама предметная область и содержание, которое требуется упаковать, трансформировать. Но более распространенная практика – общевузовский сквозной подход.
В вузах «инфраструктурные» пед. дизайнеры могут базироваться в подразделениях, связанных с образовательными технологиями, инновациями, оценкой качества, teaching & learning. А если пед. дизайнер работает на конкретном факультете, то, как правило, речь идет о совмещении функций.
Педагогический дизайнер – это исключительно вузовская история? Где такой специалист может найти себя на рынке труда?
Педагогический дизайн нужен везде, где создаётся образовательный продукт: вуз, ДПО, онлайн-обучение, МООКи, и т.д. При этом образовательные продукты создают и не образовательные организации, например фонды, НКО, ведь некоммерческий сектор тоже ведет и развивает образовательную деятельность, у них есть потребность запускать обучающие программы, например, для грантополучателей. То есть запрос на компетентных пед. дизайнеров на рынке есть и растет.
Насколько распространена тема педагогического дизайна в российской вузовской среде?
В России еще пару лет назад инфраструктурная поддержка и функция педагогического дизайна в вузах практически отсутствовала; скорее, сначала появились технологические, цифровые помощники, ориентирующие в устройстве LMS, помогающие освоить новые цифровые инструменты, но без педагогического содержания. В то время как, например, в австралийских вузах – это уже давно устоявшаяся норма. Мировые лидеры – это Австралия, США, Великобритания, Нидерланды, Канада. Для понимания масштаба – в таком крупном вузе, как Университет Монаша, работает около 7 пед. дизайнеров и к ним очередь – на полгода вперед.
В российском академическом пространстве не так уж много публикаций по теме педагогического дизайна, первую публикацию я нашла в статье за 2010 год, а в последние годы поток публикаций экспоненциально растет. В российских крупных вузах (например, вузах Проекта 5-100) интерес к теме педагогического дизайна, безусловно, есть, и сейчас находится на уровне отдельных экспериментов. Развитию методической части способствует буйный рост российских компаний EdTech сектора. На рынке существует довольно много предложений по обучению методистов онлайн-обучения, ориентированных на создание и реализацию коммерческого продукта, но не педагогических дизайнеров для университетов. Этот рынок на уровне предложений пока только развивается, и разработанная нами программа повышения квалификации «Педагогический дизайн в смешанном обучении» пользуется большим спросом, мы обучили уже около 500 человек из разных университетов России.
А насколько педагогический дизайн все-таки нужен вузу? Ведь и без этого направления вузы раньше жили и даже развивались?
Я считаю, что педагогический дизайн критически важен для современного вуза. Система образования кардинально изменилась – эпоха дефицита знания сменилась эпохой его избыточности. Педагогический дизайнер в паре с преподавателем тщательно работает с учебным контентом и помогает его грамотно упаковать. Цифровые технологии дали нам новые возможности: можно не ходить на лекции, а вместо этого послушать их в записи в удобное время. Зато гораздо важнее становится коллаборативная групповая работа, востребованы иные компетенции. Педагогический дизайнер помогает выстроить ориентированную на студента среду обучения, запланировать образовательные активности, ведущие к нужным результатам. Перестройка образовательного процесса в цифровой среде требует больших усилий. Преподавателям очень сложно все это делать самим, в связи с цифровизацией происходит усложнение преподавательской позиции и расслоение функциональных ролей, и педагогический дизайн становится важной составляющей формирования качественного образовательного процесса.