01 мая 2024
Статья

Партнеры за школьными стенами

Партнеры за школьными стенами

Школа как партнер

Часто школа – это закрытый тип организации, вещь в себе. У нее слабые связи с теми, кто ей нужен больше всего. А если связи налажены, они чаще всего краткосрочные, ситуативные, зависимые или формальные – другими словами, не партнерские.

Чтобы не оказаться в заложниках чужих ожиданий, планов и амбиций у школы должен быть свой голос и равноправная сеть партнерств. Партнерские отношения могут аккумулировать поддержку, ресурсы, сети контактов и программы, которые значительно облегчают удовлетворение многочисленных сложных потребностей, зачастую обслуживающихся школами.

«За забором» школы

Почему навигация партнерств становится ключевой частью в управлении школой? Зачем открываться? Что ждет школу «за забором»?

Огромный масштаб социальных ожиданий от школ ставит их в центр общественного внимания и наделяет особым статусом. Семьи учеников, бизнес, государственные и общественные организации имеют прямой интерес к жизни школы и ищут путей участия в ней, инициируя обсуждение значимых тем или призывая школу к сотрудничеству. Высокую планку обязательств можно взять только совместно с партнерами. Партнерские программы могут наращивать социальный капитал школы и ее людей, создавать среду для развития всех участников образовательного процесса.

Насыщенные и эффективные партнерские отношения строятся на основе общих принципов и ценностей, требуют стратегического управления и поддержки ресурсами. Результативное партнерство выходит за рамки родительского собрания и дня открытых дверей. Оно должно включать всех участников. Партнерство становится процессом, который вовлекает команду школы, семьи учащихся и членов сообщества в сотрудничество и общую ответственность за детей. Хотя во многих школах существуют партнерские отношения, им часто не хватает качеств, которые сделали бы их широкоохватными и достаточно прочными, чтобы помочь учащимся справиться с академическими, социальными и эмоциональными трудностями.

Категории партнеров школы


Карта партнерств школы © Ольга Немирович

В большинстве случаев школы предпочитают работать с ограниченным числом партнеров – при этом в основном с теми, кто «привычен» школьной системе. Такие партнерства обычно ситуативные. Создание же постоянных партнерств требует договоренностей и управления со стороны школы.

Векторы для построения партнерств традиционно следующие: школа и государство, школа и семья, школа и общество, школа и бизнес-сообщество. Рассмотрим каждый более детально.

Школа и государство

Школы получают государственные субсидии и находятся в ведении Министерств. Государство зачастую воспринимается школами как основной заказчик и бенефициар школьного образования. Однако школы могут устанавливать особые партнерские отношения с государством для продвижения значимых общественных благ, отстаивая свое видение, участвуя в разработке образовательной повестки и реформ.

Например, участие в общественных советах, представительствах, ассоциациях дает возможность школам участвовать в диалоге с государством. Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России представляет интересы частных школ в экспертных советах и рабочих группах.

Школа и семья

Семьи учащихся могут поддерживать, участвовать, организовывать школьные инициативы на благо всех участников образовательного процесса. Без специально спроектированного партнерского взаимодействия родители зачастую воспринимаются школой как проблемный элемент, мешающий ее функционированию.

Существуют разные формы управления школой, предусматривающие участие родителей. Школа может создать консультативный, совещательный, экспертный совет, отражающий все образовательное сообщество: учащихся, родителей, преподавателей и партнеров по сообществу. Родители, помимо участия в консультативной роли в родительском комитете и совете школы, также могут быть включены в внеклассную образовательную деятельность школы, например, в районах с большим числом учеников-мигрантов, говорящих на русском как на не родном языке, семьи учеников могут обеспечивать дополнительную двуязычную поддержку отстающим ученикам.

Школа и общество

Школы играют ключевую роль в подготовке ребенка к жизни в обществе. Выстраивая взаимодействие с разными общественными организациями и акторами, школы могут снабдить учащихся представлением и инструментарием к общественной жизни.

Термальненская средняя школа на Камчатке настраивает партнерские сети с международным туристско-рекреационным кластером «Паратунка» для реализации значимых социокультурных изменений. Учащиеся становятся частью реальных проектов преобразования территории края.

Школа и бизнес

Партнерства школы и бизнеса имеют ряд преимуществ, причем для обеих сторон. Бизнес заинтересован в поддержке территории своего присутствия и создании благоприятной среды для развития человеческого капитала. В свою очередь школы могут усиливаться за счет финансовой поддержки бизнеса, а также через взаимодействия с корпорациями показывать учащимся дальнейшие карьерные траектории.

В российско-британской школе Алгоритм учащиеся вместе с представителями реальных компаний создают новый продукт, воплощают идеи и в этом процессе получают незаменимый опыт проектной работы и достижения целей. Партнёры школы – менторы, бизнес – дают учащимся развить предпринимательские навыки и лидерство посредством запуска и реализации реальных проектов. Так совместно с музеем «Гараж» школа вовлекает учащихся в исследовательскую работу. Вместе с экспертами компании «Макошь» ученики придумывали концепцию для новых снеков, выбирали вкусы, дизайн упаковки.

Относительно целей и задач партнеры могут выступать как академические, институциональные, формирующие образовательную среду, партнеры по развитию. Нередко один тип сотрудничества перерастает во что-то большее: госкорпорация «Росатом» запустила масштабный проект по развитию системы образования в городах присутствия предприятий. «Школа Росатома» начиналась как набор точечных мер по оказанию финансовой и учебно-методической помощи ряду учебных заведений. «Школа» постепенно переросла в проект по формированию инновационного кластера в сфере общего и дополнительного образования, который позволит получить качественное образование детям, проживающим на территориях городов присутствия компании.

Как обсуждать проекты развития школы с партнерами

На нашей программе «Шаг развития школы» мы работаем с руководителями и управленческими командами школ и образовательных проектов над трансформационными проектами в школьном образовании. Финальный аккорд программы – Partners’ Day - направлен на налаживание партнерских связей между участниками программы и их потенциальными или актуальными партнерами. Партнерами выступают стейкхолдеры, заинтересованные стороны проектов и специально приглашенные эксперты из сферы образования и других областей. Это событие дает возможность в миниатюре наблюдать, как школы подходят к построению партнерств, выделить непродуктивные паттерны и дать несколько советов для успешного обсуждения проекта с партнерами. Вот небольшой список.

  • Школы редко имеют налаженную сеть партнеров. Даже если они попадают в ситуацию общения с потенциальным партнером, они редко имеют к нему запрос на построение взаимовыгодных отношений. Зачастую презентации проектов развития происходят в ученическом формате («Смотрите, какой я молодец. Поставьте мне пятерку за проект»). Вместо того, чтобы спешно «отчитаться» о ваших планах, расскажите, какие выгоды представляет ваш проект потенциальным партнерам. Ваша презентация должна учитывать потребности партнера. Ему должно быть понятно, зачем и почему вы рассказываете о своих планах именно ему, а не кому-то другому.
  • Доминируют две стилистики общения школьных управленцев с потенциальными партнерами. Первая – победоносная риторика: описываются былые достижения школы, свершения выпускников, награды и признания. Партнерам в этом случае непонятно, зачем нужен они и их ресурсы в этом проекте. Обозначьте место партнеров в проекте и ваш запрос к ним. Расскажите, с какими сложностями вы сталкиваетесь, какая помощь вам нужна в их решении. Иначе создаётся ощущение, что вы не владеете ситуацией или отчаянно что-то скрываете. И то, и другое настораживает.

Вторая стилистика общения с партнерами – страждущая, запрос «с протянутой рукой». Партнерство должно быть взаимовыгодным, в противном случае это изначально не партнерство, а меценатство и благотворительность. Обсуждайте партнерства не как отчаянно нуждающиеся и готовые к любым вариантам, а как профессионалы, которые пожмут руки только при тщательно согласованной сделке. Вы также интересны вашим партнерам, как и они вам. Вам есть, что предложить.

Неожиданное предложение социального партнерства или проявленный интерес к школам обычно вызывает оторопь. Еще большее недоумение вызывает только предложение инвестиций, особенно если речь идет о масштабных вложениях. Школы боятся говорить с партнерами об амбициозных проектах, требующих серьезных денежных и временных инвестиций. В основном планка ставится пониже, проекты покороче, чтобы казаться «реалистичными» в глазах инвестора. Не бойтесь амбициозных проектов. Инвесторам в образовании интересно стать частью чего-то большего, проекты выбираются исходя из этого в первую очередь. Дайте им возможность не просто покрасить стены, а стать частью истории вашей школы.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie