Преимущества открытия бизнеса в Китае
Компания разрабатывает и производит электронное оборудование: источники питания, выкуумное оборудование, системы контроля и управления. В России бизнес в этой сфере на 98% связан с государственными заказами, и, чтобы расширить возможности, мы решили выйти на рынок Китая, где большинство заказов поступает не от правительства. Как результат — сейчас мы работаем с телекомом, телефонами, всей инфраструктурой для электромобилей в регионе.
В процессе работы мы выявили два основных преимущества развития бизнеса в Китае в нашей сфере:
- Лояльное отношение к российской разработке. В России мы создаем кооперационные цепочки с компаниями радиоэлектронной отрасли, привлекаем бизнесы по созданию корпусов и узлов для оборудования из Китая, что-то отдаем на аутсорс в регионе. На каждом этапе китайские коллеги всегда готовы помочь российским партнерам.
- Инвестиционная привлекательность. Региональные государственные программы готовы оказывать поддержку предпринимателям уже на этапе идеи. Благодаря двум инвестиционным раундам в Китае мы получили достаточно средств, чтобы развить бизнес.
Суммы финансовой поддержки зависят от стадии развития проекта. За созданный прототип продукта уже можно получить до $1,5 млн, за стартап — до $10 млн. Вне зависимости от полученных инвестиций помните, что каждая провинция в Китае конкурирует за государственные деньги. Если вы подписали документы с инвесторами из одной провинции, получить средства от бизнес-ангелов или фондов из другой будет сложно.
Как создать партнерские отношения в Китае
Помимо поддержки российского бизнеса государством и местными предпринимателями, важно помнить, что в любых бизнес-отношениях нужно сразу продумывать варианты безопасного «развода» как для самих участников, так и для проекта. Вот основные принципы организации партнерства в Китае:
— Поиск партнеров. Чтобы найти потенциальных единомышленников, необходимо отталкиваться от индустрии. Мой бизнес — это DeepTech («глубокие технологии»). В этот рынок входят компании, которые предлагают глобальные технологические решения. В этой сфере эффективнее всего искать партнеров через университетский трек.
В России многие ВУЗы сотрудничают с китайскими образовательными организациями. Университеты и институты Китая поддерживают большинство бизнес-инициатив DeepTech, куда входят FarmTech, IT и MedTech. С ними можно связаться через отдел международной кооперации.
— Организация отношений внутри партнерства. Некоторые партнеры могут занять в вашей компании определенную должность. Например, сотрудник государственного фонда, который проинвестировал проект, может стать генеральным директором или управляющим партнером компании. Чтобы избежать дальнейшего недопонимания со всеми участниками, нужно заранее договориться о правилах выхода из проекта.
— Партнерство на юридическом уровне. В России люди привыкли к нескольким формам юридических взаимоотношений: «самозанятые», «ИП», «ООО» и «ОАО». В Китае, помимо перечисленных, есть еще три формы организации компании. Одна из них так и называется — «партнерство», где всего один управляющий партнер. В процессе коммуникации китайские коллеги могут вас «запутать» и не объяснить, что речь идет, например, не об ООО, а о «партнерстве».
Во избежании недопонимания нужно всегда уточнять, о какой форме организации бизнеса идет речь. Если вы входите в «партнерство», в первую очередь, важно понимать, что в нем главную роль играют юридические основы существования партнерств. Их необходимо изучить, а не полагаться только на устав или верхнеуровневые соглашения.
Также нужно обратить особое внимание на управляющего партнера. По законодательству Китая он отвечает за партнерство и, с одной стороны, несет повышенные риски, а с другой — выигрывает в случае любых разногласий с остальными членами команды.
Чтобы обезопасить себя, можно воспользоваться опцией, которая прописана в инвестиционном соглашении, и сделать генеральным директором в горизонте пяти лет своего сотрудника без права смещения.
Кроме того, существует верхнеуровневое соглашение между физическими лицами. В нем вы можете прописать все условия партнерства как можно детальнее и заверить его у китайского нотариуса. В случае расторжения партнерства этот документ поможет выйти из бизнес-отношений безболезненно.
Юридическая сторона вопроса в Китае
У законодательства Китая есть свои особенности, которые нужно учитывать при развитии бизнеса:
1. Законодательство отличается в зависимости от провинции и от города. При найме юристов важно выбирать тех, кто работает в необходимом для вас городе. Например, когда нам нужно было отчитаться за выполнение гранта, мы сделали комплект кадровой документации по данным двух площадок. Один мы оформили по законам Пекина, а когда приехали на вторую площадку, оказалось, что в этом городе нужны другие документы.
2. Юристы чаще всего отвечают за одно направление. Большинство китайских юристов специализируется на одном направлении. В отличие от России, где один человек с помощью своей экспертизы и нетворкинга может помочь быстро решить практически любой вопрос, в Китае у одной компании чаще всего сразу несколько специалистов по юриспруденции на аутсорсе, а не один штатный.
Как в Китае наладить межкультурную коммуникацию
В отношении коммуникации есть три лайфхака:
1. Изучите историю Китая. Многие вещи встанут на свои места, если вы поймете, как жил Китай 2000-4000 лет назад и изучите их философско-религиозный контекст. В России быт, религия и реальность существуют отдельно, в Китае — вместе. Их рутина и бизнес-процессы переплетены с религиозными историями. Например, при заселении в новую квартиру жители в течение первых девяти дней выходят на улицу и поджигают петарды, чтобы выгнать злых духов. Как только вы начнете понимать эти и другие особенности менталитета, строить общение будет проще.
2. Погрузитесь в «образность» китайского языка. Китайский язык отличается от любого языка германо-романской группы, которые основаны на логических схемах — сложениях букв в слога, слога в слова, слова в предложения. Китайский язык состоит из образов, и, чтобы выстроить эффективное взаимодействие с китайскими партнерами, нужно подстроиться под их специфическое мышление. Нужно в самом начале построить образ будущего — объяснить, к каким результатам вы придете через год-два, что будет дальше. Так у них выстроится долгосрочная стратегия, которая ускорит переговоры и поможет вам достичь желаемого решения.
3. Погрузитесь в традиции. Необходимо знать основные культурные особенности и правила этикета. Китайцы очень любят, когда европейцы уважают их традиции, и, если вы их нарушаете, они могут аккуратно указать вам на это.
4. Пройдитесь по торговым центрам. Прогулка по китайскому моллу поможет понять, чем живет местное население: как китайцы общаются, в какой культуре живут и как проводят досуг.
О других особенностях размещения бизнеса через экспансию на новые рынки: