22 августа 2024
Статья

Оркестр как компания: как классическая музыка может помочь в бизнесе

У симфонических оркестров намного больше общего с корпоративными структурами, чем кажется на первый взгляд, а управленческие приемы, выкристаллизовавшиеся в ходе многовековой истории классической музыки, эффективны и в бизнесе, считает дирижер, коуч PCC ICF и предприниматель Георгий Громов.
Оркестр как компания: как классическая музыка может помочь в бизнесе

Этой максимы Георгий Громов придерживается и в своей профессиональной деятельности: с одной стороны, он дирижер и пианист, победитель более 20 международных конкурсов, с другой – сертифицированный executive- и командный коуч, а также сооснователь EdTech-бизнеса – онлайн-академии музыки Classica Viva.

Георгий победитель премии «Топ-3 коучей первых лиц» Национальной федерации профессиональных менторов и коучей России, работает с главами корпораций, первыми лицами бизнесов и стран на 5 языках.

По словам Георгия, симфонический оркестр как объединение струнных, духовых, ударных и прочих групп музыкантов сложился во второй половине XVIII – начале XIX веков и ныне представляет собой одну из самых устойчивых форм коллективного музицирования и человеческого взаимодействия вообще.

Неискушенному наблюдателю оркестр может показаться гомогенной, открытой системой – на деле это крайне конкурентная многоуровневая структура, в которой конфликт заложен на уровне модели, и тем не менее эффективная.

Эффективность модели обеспечивает фигура дирижера – человека, синхронизирующего усилия 80-100 и более музыкантов (таков в среднем размер симфонического оркестра в наши дни) в рамках общего музыкального процесса, разбитого на отдельные проекты (концерты).

Что роднит дирижера и CEO

Иерархическая структура. Оркестр не только объединение творческих людей, людей искусства, но и крайне иерархическая и конкурентная среда с признаками достаточно замкнутой социальной системы, которая без должного управления рассыпается на отдельные островки.

Подобно корпоративной структуре, оркестр состоит из нескольких иерархических этажей: наверху дирижер, далее инструментальные группы (струнные, духовые, ударные), которые внутри делятся по типу используемого инструмента (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).

Последние подразделяются на подгруппы (первые скрипки, вторые скрипки et cetera), в каждой из которых есть свой лидер – концертмейстер, то есть условный тимлид. Все эти группы образуют одну систему, но друг с другом взаимодействуют минимально, «не видят и не слышат» – их связывает дирижер.

Управление людьми. Дирижер, как и топ-менеджер, должен обладать определенными hard-компетенциями, то есть в принципе владеть музыкальным искусством и техниками разучивания и исполнения произведений, но едва ли не большее значение имеют soft-навыки.

Эмпатия, понимание психологических особенностей членов коллектива, умение улаживать конфликты и находить компромиссы, поддерживать собственный авторитет и субординацию – без этого дирижеру состояться весьма затруднительно.

Быть хорошим дирижером – значит быть хорошим переговорщиком, способным поддерживать в равновесии сложную систему, завязанную на конкуренции, амбициях, жажде признания и славы, с одной стороны, и чистом служении искусству и высоком интеллекте, с другой.

Конкуренция в сердце системы. Конфликт в оркестрах заложен на уровне модели: чем ближе к дирижеру сидит тот или иной музыкант, тем выше его статус и оплата его труда, что с учетом довольно ограниченного числа карьерных возможностей в мире классической музыки стимулирует конкуренцию и борьбу за места.

Обостряется она в преддверии конкурсов подтверждения профессиональной компетенции, или просто конкурсов, которые устраиваются приблизительно раз в год: в ходе этой процедуры у каждого члена коллектива есть возможность повысить свой grade (выражаясь корпоративным языком) и продвинуться ближе к дирижеру.

Разительное отличие от корпоративных структур в том, что в оркестре такая процедура априори связана с тем, что кого-то повышают, а кого-то – наоборот, понижают. Умение управлять этой сложной групповой динамикой, применяя и варьируя тот или иной стиль лидерства есть одна из ключевых компетенций дирижера.

Материальное vs нематериальное. Баланс материальных и нематериальных стимулов в бизнесе и мире академической музыки в среднем различен, и это тот случай, когда представители обоих миров могут многому друг у друга поучиться.

В корпоративном мире, предпринимательстве деньги зачастую становятся самоцелью, а люди делают свое дело без удовольствия и отдачи, теряют понимание своей роли в общем процессе, энергию и мотивацию. Такое ощущение белки в колесе.

У творческих людей, напротив, с ощущением сопричастности к великому и тем, что называют миссией, проблем обычно нет, но есть нюансы с системностью и целеполаганием, операционным управлением и финансовым менеджментом.

Совмещение творческого подхода к лидерству, в высшей степени присущего миру академической музыки, с прагматическими техниками управления, свойственными предпринимательской и корпоративной среде, по мысли Георгия, может обогатить обе сферы.

«Посмотрите на оркестр – это прекрасная модель любого бизнеса, рамка для управления сложным организационным взаимодействием, завязанным на понимании своей миссии, целей и задач. Последние 250-300 лет доказали ее работоспособность. Я вижу, как собственники бизнесов и топ-менеджеры бьются над тем, как выстроить процессы. Да возьмите лучшее из модели оркестра, там заложено все работающее – а неработающее отсеклось в ходе долгой эволюции самого оркестра как явления», – считает Георгий.

Через 1,5 месяца, 9 октября 2024 года, Георгий Громов выступит на Executive Coaching & Mentoring Day в Школе управления СКОЛКОВО с мастер-классом на тему «Стили лидерства на примере выдающихся дирижеров».

По словам дирижера, красота искусства управления в том, что добиться нужного результата можно множеством различных способов, в зависимости от ситуации – разбору этих техник и будет посвящен мастер-класс.

Участники смогут не только увидеть, в каких ситуациях какой стиль управления подходит лучше, какие методы управления устарели, а в каких коллектив нуждается сегодня, но также на простых и понятных примерах прочувствовать, что будет наилучшим именно для их корпоративной культуры, обещает дирижер.

Материал подготовил Григорий Маслов

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie