15 декабря 2023
Статья

Операционная эффективность в медицинском бизнесе: как увеличить прибыль без дополнительных затрат

Какие инструменты и методы позволяют оптимизировать процессы в клинике? Какие показатели оценки операционной эффективности стоит регулярно отслеживать? На какие лучшие практики в этой области опираться? Обсудили директор Центра здравоохранения СКОЛКОВО Марина Велданова, эксперт по управлению клиниками Мария Коломенцева и медицинский директор сети «Клиника уха, горла и носа» Алена Белогурова в ходе вебинара, посвященного острым вопросам медицинского бизнеса.
Операционная эффективность в медицинском бизнесе: как увеличить прибыль без дополнительных затрат

Марина Велданова, директор Центра здравоохранения СКОЛКОВО: 

Результаты исследований, опубликованные в The Economist, свидетельствуют о низкой эффективности российского бизнеса в большинстве индустрий. При этом характерная черта постиндустриальной экономики – кастомизация продуктов и услуг – требует от компаний гораздо более высоких затрат, чем затраты на стандартизированные товары. В этой связи запрос на улучшение операционной эффективности бизнеса становится все более острым. 

Работа по повышению операционной эффективности — это всегда процесс, в который вовлечены все элементы организации. Нужна хорошо отстроенная базовая компания, понимание, зачем и в каком контексте вы ее меняете, оптимизация всех бизнес-процессов, развитие команды и всей системы менеджмента. Это очень непростая задача, которая ложится на плечи руководителя – человека, который видит компанию целиком. И сегодня предпринимателю и менеджеру важно подстраивать систему с точки зрения операционной эффективности под меняющиеся цели бизнеса.

Идем по приборам: ключевые показатели операционной эффективности

Мария Коломенцева, эксперт по управлению клиниками: 

Операционная эффективность — один из приоритетов стратегического развития компании, который предполагает достижение максимально высоких результатов операционной деятельности за счет улучшения работы ключевых бизнес-процессов. Иными словами, это про максимально высокий результат на имеющихся ресурсах, с минимальными дополнительными инвестициями или вовсе без них. 

Наладить операционное управление помогают: 

  • инструменты анализа, показатели, которые позволяют понять компанию изнутри; 
  • мероприятия и процессы, которые двигают компанию вперед к намеченной цели; 
  • работа с отклонениями: на определенных точках маршрута к цели важно замерять, насколько вы отклоняетесь от заданной траектории и по какой причине, плановое ли это отклонение и что следует с ним делать.

Стоит выделить несколько инструментов, необходимых для эффективного операционного управления:

Оценка текущего состояния компании «As Is». Каждая компания выберет свой набор показателей, но чаще всего используются: SWOT-анализ, который желательно проводить ежегодно, чтобы понимать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы на рынке; матрица BCG; управленческая отчетность.

Бенчмаркинг на основании проведенной оценки: внутренний, внешний с последующей адаптацией лучших практик для собственных процессов. 

Внешний бенчмаркинг или сравнение с конкурентами предполагает оценку динамики клиник по выручке год от года, а также сравнение выручки на квадратный метр. В России это один из наиболее доступных вариантов сравнения между компаниями, так как информации о маржинальности бизнеса, EBITDA и объеме инвестиций в открытом доступе найти практически невозможно. 

Внутри компании или сети медицинских клиник сравнению подлежат профили врачей: средний чек и выручка на врача, уровень удержания пациентов, количество положительных и отрицательных отзывов. Системный анализ такого рода позволяет увидеть явных лидеров и аутсайдеров внутри одного врачебного профиля. 

Частная медицина – относительно новая и сложная отрасль, важной составляющей развития которой является обмен опытом между ее игроками. Поэтому по итогам бенчмаркинга стоит собрать круг единомышленников-менеджеров отрасли, сравнить и обсудить показатели, индексы эффективности работы врачебного персонала, клиники в целом, обменяться уникальной информацией, которая в дальнейшем поможет вам и вашим коллегам по цеху вывести как клиники, так и отрасль на новый уровень развития. 

Драйверы. Периодический анализ основных показателей, актуальных именно для вашей клиники, сравнение с целевыми: карта сбалансированных показателей, план-факт анализ, факторный анализ. 

Любая клиника или сеть клиник имеет определенную мощность, которая обеспечена ресурсами. Эта мощность дает финансовый эффект, который определяется по формуле: выручка минус затраты. Чтобы измерить выручку клиники, мы анализируем несколько ключевых параметров: 

  • ресурс – клиника, кабинет, их загрузка; 
  • канал, с которым работаем – страховая компания, физические лица; 
  • пациент – какие услуги, в каком объеме и в какой период получает, как часто к нам приходит, приходит ли повторно;  
  • медицинский персонал – какое количество пациентов у врача, какой средний чек по профилю, какая выручка, через какие каналы к нему обращаются. 

Если говорить о затратах, в большинстве нестационарных клиник доминирующей и крайне сложной статьей расходов является фонд оплаты труда. У клиник, которые занимаются стоматологией, пластической хирургией, косметологией и другими стационарными видами медицинской помощи, существенный вес в структуре расходной части занимают расходные материалы. 

Оценка производственной себестоимости клиники складывается из того, какое количество персонала работает в штате; какая средняя заработная плата на ставку по специальности; какая средняя заработная плата по врачебному и среднему медицинскому персоналу. Отдельно мы оцениваем стоимость и количество используемых расходных материалов. Целесообразность использования тех или иных показателей для анализа зависит от задачи конкретной клиники и от ситуации, в которой она находится.

Как повысить эффективность клиники

Семь бед – один ответ: увеличивать выручку и уменьшать затраты. Среди ключевых инициатив, которые могут повысить операционную эффективность за счет выручки, можно выделить:

  • Стандартизация оказания медицинских услуг. Рекомендую всем периодически заглядывать в медицинские карты, вы увидите, что в большинстве случаев пациентам не назначается необходимый объем обследований и лечения. 
  • Маршрутизация пациентов. Одна из важных задач – уменьшение количества «потерянных» пациентов, с которыми никто не связался после консультации и назначения необходимых обследований. 
  • Загрузка кабинетов.
  • Управление расписанием и инфраструктурой. 
  • Оказание качественного сервиса и услуг. 
  • Внедрение инноваций. 

Операционная эффективность на практике

Алена Белогурова, медицинский директор сети «Клиника уха, горла и носа», экс-главный врач офтальмологической клиники «Сфера»:

Представим компанию А – работающая клиника, у которой есть определенная выручка, но процессы не отстроены, а руководство в основном занимается тушением пожаров. Теперь представим компанию А «улучшенная», где выстроены процессы, прописаны регламенты, схемы, алгоритмы, каждый знает, что делать, и работает максимально эффективно с более высокой выручкой. Операционная эффективность с практической точки зрения – это процесс перехода компании А в компанию А «улучшенная» путем грамотной организации операционной работы. 

Факторы, которые влияют на операционную эффективность на рабочем месте: 

  • Эффективное использование площадей.
  • Эффективное использование компетенций персонала.
  • Эффективное использование оборудования.
  • Эффективное использование времени.
  • Цифровизация.
  • Оптимизация затрат и борьба с потерями.
  • Логистика и оптимизация пути пациента.
  • Формирование стандартов и регламентов.

Из практики нашей клиники: вынос диагностического оборудования в общий диагностический кабинет и обучение медицинского персонала работе на нем позволил увеличить выручку с конкретного прибора в три раза.

Способ мышления А3

Основные вопросы, которые периодически должен ставить перед собой руководитель медицинского бизнеса: как задавать правильные вопросы, как видеть ситуацию целиком, встав в мета-позицию, как искать корневую причину проблем и как научиться учиться. Ответить на эти вопросы помогает метод мышления А3, основанный на цикле Деминга PDCA: 

  1. Plan – планируй. 
  2. Do – действуй.
  3. Check – проверяй.
  4. Act – действуй: исправляй, пересматривай и вноси коррективы в первоначальный план. 

Рекомендую каждому руководителю использовать отчет А3 для визуализации любой возникающей в клинике проблемы. Он состоит из семи простых пунктов, расположенных в левой и правой частях. Левая часть – аналитическая и состоит из четырех блоков: обоснование, почему мы говорим об этой проблеме; текущее состояние дел с конкретной аналитикой; постановка задачи и определение желаемого результата; поиск исходной причины проблемы. Уверяю, как только вы заполните левую часть отчета А3, вы сможете не только определить корень проблемы, но и, скорее всего, пересмотреть проблемную ситуацию в целом. Затем вы переходите в правую часть отчета и формируете адекватный план действий с ответственными лицами, сроками, метриками и критериями эффективности.

В любой непонятной ситуации – идите в гемба

При возникновении любого отклонения в процессе рекомендую вам идти в гемба или в место непосредственного выполнения рабочего процесса: на прием, в операционную, к администраторам. Разговариваете с сотрудниками, участвуйте в процессе, изучайте, анализируйте, что происходит на самом деле. Поверьте, каждый сотрудник прекрасно знает, как можно улучшить работу на его участке, и с радостью поделится с вами полезными идеями. Поэтому к голосу сотрудников важно и нужно прислушиваться.

Оптимизация затрат и борьба с потерями

Эффективная медицинская организация работает по тем же принципам, что и четко отлаженная производственная система, а значит, их потери также идентичны. Среди них перепроизводство, когда мы обучаем персонал навыкам, которые не пользуются спросом у пациентов; перемещение персонала, когда сотрудник регистратуры тратит несколько часов на поиск карты пациента, потому что в архиве тотальный хаос; излишнее время ожидания регистрации или приема; избыточные или нерациональные запасы и дефекты оказания медицинской помощи. Последние представляют собой серьезную проблему, которая наносит урон репутации клиники, их можно и нужно считать, чтобы иметь возможность с ними бороться.

Хочу отдельно отметить проблему запасов. В концепции бережливого производства есть метод Just in time (точно в срок), который предполагает снижение количества запасов и сокращение расходов организации. Все лекарственные препараты, расходные материалы, изделия медицинского назначения имеют определенный срок годности. Невостребованные запасы пропадают, а значит, финансовые потери могут быть очень велики.

Реализовать этот принцип на практике вам поможет метод Канбан. Это система организации производства и снабжения с помощью специальных цветовых карточек, сигнализирующих о том, когда и сколько препаратов и медицинских материалов понадобится. Канбан активно используется в системе здравоохранения и позволяет оперативно устранять дефектуры, оптимизировать время среднего медицинского персонала, повышать качество лекарственной безопасности и ликвидировать сверхнормативные запасы.

Метод Just in case (на всякий случай), напротив, предполагает наличие больших складских запасов, что позволяет клинике реагировать на внезапный рост цен, изменения потребительского спроса и проблемы с поставками. На мой взгляд, нужно балансировать между этими методами, выбирая то, что актуально для вашего бизнеса в текущий момент времени.

Полезным инструментом для работы с операционной эффективностью является картирование потока создания ценности – графическое представление потоков, обеспечивающих предоставление потребителю готового продукта с установленной стоимостью. Это позволяет наглядно выявить дефекты, слабые звенья, которые ведут к разбалансировке всей системы. Человеческий мозг не может держать в голове огромное количество информации, поэтому факт-карты, картирование, схемы процессов — очень полезные инструменты в нашей работе.

В завершение хочу сказать, что ваши действия по улучшению работы клиники зависят от конкретной задачи, которую вы решаете. Но эти улучшения должны быть непрерывными и обеспечивать постепенное совершенствование по спирали. Нельзя сделать первый шаг и остановиться, так не работает. Руководитель должен акцентировать внимание на всех направлениях работы и обязательно лично погружаться в процесс, находить время на работу с персоналом, аккуратно делегировать ответственность на более низкие уровни. Только так можно создать эффективную самоорганизующуюся систему

***

Статью подготовила Мария Гюнай

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie