Более половины вузов в России склоняются к глубоким и кардинальным изменениям в своей работе и структуре. Такие результаты показало исследование Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО. Подробнее о тех выводах, к которым пришли авторы, итогах и самих изменениях в университетах, рассказала директор Центра Ольга Назайкинская в своей колонке для Forbes.
Есть целый ряд методологий, которые помогают описывать и различать типы проектов развития. Для исследования было выбрано разделение на три типа:
Улучшения: оптимизация уже имеющегося. Примером улучшений в университете может быть постепенное внедрение новых методик и подходов в преподавании, использование современных технологий (например, AR и VR) в образовательном процессе.
Переходные изменения: движение от одной точки (точка А) к другой, предварительно определенной и конкретизированной (точка Б). В качестве примера можно привести реорганизацию структуры университета, внедрение электронного документооборота или создание единого деканата.
Трансформационные изменения: радикальные преобразования в университете. Это фундаментальный сдвиг от текущего состояния к новому, которое подразумевает принципиальное изменение идентичности. Примером может служить пересборка модели университета — например, преобразование отраслевого вуза в многопрофильный мультидисциплинарный университет. Или трансформация технического вуза в предпринимательский университет.
В ходе глубинных интервью с лидерами трансформационных изменений было сформулировано семь обязательных условий успеха.
Работа с внешним контуром
Это самый насыщенный блок — именно про него больше всего говорили респонденты. Ключевой здесь стала смена позиции университета в его отношениях с представителями извне. По сути, это переход от исполнительской позиции в вопросе подготовки кадров к партнерской схеме, выходящей далеко за рамки образовательной сферы. В ней университеты ставят собственные цели, начинают понимать интересы партнера, выстраивать общие направления и в образовании, и в исследованиях, и в разработках. Важно, что внешний контур вообще стал активно появляться в видении университетов. Для закрытого академического сообщества это революция.
Достижение устойчивости проекта
У трансформационных проектов высока степень неопределенности полученного результата. Может показаться, что они по своей природе уязвимы и нестабильны. Ключ к успешному преодолению неопределенности заключается в тщательной проработке аспектов устойчивости. Начинать уделять этому внимание нужно с самых ранних этапов проектирования, и рассматривать устойчивость следует комплексно: не только с финансовой точки зрения, но и с организационной, и с содержательной.
Стремление к прозрачности
Отсутствие понимания у каждого участника своей роли и влияния на общий процесс может серьезно затруднить реализацию проекта. В проектах трансформации необходимо четкое распределение ролей и объяснение взаимосвязей между действиями сотрудников.
Центральную роль в обеспечении прозрачности в университете играет анализ данных. Аналитика позволяет принимать обоснованные решения, исходя из фактов, дает возможность отслеживать прогресс проекта, выявлять неэффективно используемые ресурсы.