21 июня 2024
Статья

Ольга Назайкинская об условиях успешной трансформации университета

В последние 10 лет запрос на трансформацию в российских университетах набирает все более заметные обороты: множество проектов изменений успешно реализуется. В исследовании «Идея в действии» Центр трансформации образования выявил управленческие решения, которые помогли выпускникам «Школы ректоров» преодолеть «долину смерти» их трансформационных проектов.
Ольга Назайкинская об условиях успешной трансформации университета

Более половины вузов в России склоняются к глубоким и кардинальным изменениям в своей работе и структуре. Такие результаты показало исследование Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО. Подробнее о тех выводах, к которым пришли авторы, итогах и самих изменениях в университетах, рассказала директор Центра Ольга Назайкинская в своей колонке для Forbes.

Есть целый ряд методологий, которые помогают описывать и различать типы проектов развития. Для исследования было выбрано разделение на три типа:

Улучшения: оптимизация уже имеющегося. Примером улучшений в университете может быть постепенное внедрение новых методик и подходов в преподавании, использование современных технологий (например, AR и VR) в образовательном процессе.

Переходные изменения: движение от одной точки (точка А) к другой, предварительно определенной и конкретизированной (точка Б). В качестве примера можно привести реорганизацию структуры университета, внедрение электронного документооборота или создание единого деканата.

Трансформационные изменения: радикальные преобразования в университете. Это фундаментальный сдвиг от текущего состояния к новому, которое подразумевает принципиальное изменение идентичности. Примером может служить пересборка модели университета — например, преобразование отраслевого вуза в многопрофильный мультидисциплинарный университет. Или трансформация технического вуза в предпринимательский университет.

В ходе глубинных интервью с лидерами трансформационных изменений было сформулировано семь обязательных условий успеха.

Работа с внешним контуром

Это самый насыщенный блок — именно про него больше всего говорили респонденты. Ключевой здесь стала смена позиции университета в его отношениях с представителями извне. По сути, это переход от исполнительской позиции в вопросе подготовки кадров к партнерской схеме, выходящей далеко за рамки образовательной сферы. В ней университеты ставят собственные цели, начинают понимать интересы партнера, выстраивать общие направления и в образовании, и в исследованиях, и в разработках. Важно, что внешний контур вообще стал активно появляться в видении университетов. Для закрытого академического сообщества это революция.

Достижение устойчивости проекта

У трансформационных проектов высока степень неопределенности полученного результата. Может показаться, что они по своей природе уязвимы и нестабильны. Ключ к успешному преодолению неопределенности заключается в тщательной проработке аспектов устойчивости. Начинать уделять этому внимание нужно с самых ранних этапов проектирования, и рассматривать устойчивость следует комплексно: не только с финансовой точки зрения, но и с организационной, и с содержательной.

Стремление к прозрачности

Отсутствие понимания у каждого участника своей роли и влияния на общий процесс может серьезно затруднить реализацию проекта. В проектах трансформации необходимо четкое распределение ролей и объяснение взаимосвязей между действиями сотрудников.

Центральную роль в обеспечении прозрачности в университете играет анализ данных. Аналитика позволяет принимать обоснованные решения, исходя из фактов, дает возможность отслеживать прогресс проекта, выявлять неэффективно используемые ресурсы.

Читайте подробнее на Forbes.ru

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie