Исследование «Школа. Руководство пользователя» призвано изменить эту ситуацию и раскрыть потенциал каждого участника образовательного процесса. Оно предлагает практические рекомендации для руководителей школ и их партнеров, чтобы помочь наладить диалог, понять цели друг друга, выстроить долгосрочное сотрудничество и создать условия для успешного обучения и развития детей.
Авторы исследования — руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования СКОЛКОВО, директор программ «Шаг развития школы» и «Управляй школой» Ольга Немирович, аналитик Центра трансформации образования СКОЛКОВО Елизавета Захарова и научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ, аналитик Центра трансформации образования СКОЛКОВО Наталия Агеева.
Контекст исследования:
- В России 17,3 млн школьников, 13,1 млн из которых обучаются в городских школах и 3,9 млн — в сельских.
- Большинство детей при поступлении в первый класс уже умеют считать (84,4%), читать (82,3%) и писать (57,4%).
- Российские четвероклассники занимают высокие места, согласно международным исследованиям TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study, Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования).
- Однако 15-летние подростки демонстрируют более скромные результаты, согласно PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
Ключевые тезисы о сотрудничестве образовательной системы с партнерами
В рамках исследования был проведен опрос среди сотрудников школ и ее партнеров (семьи учащихся, бизнес и университеты). Авторы работы выделяют два значимых наблюдения:
Сотрудники школы и их партнеры имеют общие представления о целях, но по-разному подходят к оцениванию результатов.
Участники взаимодействия во многом сходятся в представлениях о своих и чужих целях и задачах, а также об эффективности включения «другого» в образовательный процесс. Однако возможная напряженность в сотрудничестве возникает из-за разной оценки качества выполнения задач. Качество образования — это многогранная и динамичная категория, объединяющая административные аспекты и содержательную сторону учебного процесса.
Для эффективного сотрудничества всем участникам взаимодействия важно чаще обращать внимание на свои и чужие компетенции. Для этого они должны быть готовы:
- Признавать дефициты своих знаний и навыков.
- При необходимости делегировать задачи и ответственность тому, кто обладает необходимой экспертизой.
- Постепенно наращивать недостающие компетенции:
Руководители школ должны развивать стратегическое мышление, формулировать долгосрочные цели и укреплять навыки организационного лидерства;
Родителям важно глубже понимать образовательный процесс и ориентироваться в образовательных возможностях;
Университетам следует совершенствовать самоанализ, выявлять проблемные зоны и осваивать способы настройки коммуникаций с партнерами.
Школа и родители: как вовлечь семью в образовательный процесс
«Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня» — африканская пословица.
Образование — процесс, в котором участвуют не только учителя и ученики, но и их семьи. Как показывает практика, взаимодействие школы и родителей напрямую влияет на успехи детей, а его эффективность зависит от степени вовлеченности сторон.
По закону «Об образовании в Российской Федерации» родители обладают преимущественным правом на обучение и воспитание детей. Их обязанность — заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Однако на практике их роль выходит далеко за рамки этих требований.
Родители становятся менеджерами образовательной траектории, продюсерами счастья и благополучия своих детей. Они формулируют запросы к школе, участвуют в родительских комитетах, влияют на процесс обучения и принимают решения о дополнительных образовательных активностях.
По данным исследования PISA, более половины директоров школ считают, что вовлеченность родителей способствует лучшим академическим достижениям учеников. Однако построение конструктивного диалога между школой и семьями — сложная задача. Родители и педагоги могут преследовать разные цели и по-разному видеть образовательные приоритеты. Чтобы взаимодействие было эффективным, важно найти баланс между ожиданиями сторон и создать механизмы для сотрудничества.
Характерные черты российских семей
Чтобы лучше понять, как строится взаимодействие между семьей и школой, полезно взглянуть на портрет современной российской семьи, представленный Федеральной службой государственной статистики:
- В России 40,6 млн семей, из которых 43% воспитывают детей младше 18 лет.
- 68% семей с детьми — это супружеские пары, 28% составляют матери-одиночки, а 4% — отцы-одиночки.
- Большинство семей (67%) воспитывают одного ребенка.
- Доля полных семей с детьми снизилась: если в начале 2000-х годов их было 40%, то к 2021 году — всего 20%.
Современные российские родители отличаются высоким уровнем образования, они, как правило, вовлечены в учебный процесс и обеспокоены качеством обучения их детей:
- Уровень образования родителей в России выше, чем в среднем по другим странам.
- Российские родители уделяют 7,5 часов в неделю на помощь детям с домашними заданиями (для сравнения: в США — 6,5 часов, в Германии — 5 часов).
- 47% родителей считают, что школа не готовит детей к будущей жизни.
Решения, которые принимают родители
В процессе обучения ребенка семья сталкивается с рядом выборов:
- Степень вовлеченности — родители решают, насколько активно они готовы участвовать в школьной жизни и дополнительных занятиях ребенка.
- Первичный выбор школы — приоритетами становятся безопасность, репутация учебного заведения, квалификация педагогов и академические достижения.
- Необходимость смены школы — может быть вызвана сменой места жительства, несоответствием программы заявленным требованиям или неблагоприятной атмосферой.
- Дополнительное образование — многие семьи расширяют образовательное пространство ребенка за счет музеев, библиотек, IT-хабов и других внешкольных инициатив.
Роли родителей в образовании
В зависимости от стратегии участия родителей можно выделить несколько ключевых ролей:
- Родитель-тьютор — помогает ребенку осваивать школьную программу.
- Родитель-психолог — создает комфортную среду для обучения и развития.
- Родитель-педагог-дизайнер — проектирует образовательную траекторию ребенка, выбирает программы и курсы.
- Родитель-организатор — управляет ресурсами и временем, чтобы создать оптимальные условия для обучения.
Взаимодействие школы и родителей становится все более сложным и многослойным. Чем прозрачнее и продуктивнее будет диалог между всеми участниками образовательного процесса, тем выше шансы на успех каждого ребенка.
Школа и бизнес: как компании могут влиять на подготовку будущих специалистов
С 1980-х годов бизнес стал активно сотрудничать со школами, чтобы влиять на процесс подготовки будущих специалистов, и сегодня этот тренд продолжает набирать силу. Глобализация экономики и культуры, цифровизация многих отраслей, технологический прогресс и другие современные вызовы изменили рынок труда и требования работодателей. В этих условиях крайне важно иметь возможность гибко адаптировать образовательные программы к потребностям рынка. Поэтому бизнес, школы, НКО и учащиеся объединяются, чтобы совместно решать задачи и достигать общих целей.
Преимущества для школ
- Модернизация образования: бизнес помогает совершенствовать школьные программы, предоставляет доступ к современным технологиям и привлекает экспертов, которые делятся актуальными знаниями и практическим опытом.
- Карьерная навигация: учащиеся получают возможность пройти стажировки, познакомиться с профессионалами и на практике узнать, как выглядит работа в выбранной сфере.
- Усиление устойчивости: с помощью бизнеса школы могут получить дополнительные ресурсы — от оборудования до финансовой поддержки, что напрямую влияет на качество образовательного процесса.
Преимущества для бизнеса
- Отложенный рекрутинг: бизнес готовит специалистов «по своим лекалам», что позволяет значительно сократить дефицит квалифицированных кадров в будущем.
- Социальная ответственность: компании вносят вклад в развитие своих регионов, поддерживая местные школы и обеспечивая устойчивость образовательной среды.
- Инвестиции в устойчивость: долгосрочные проекты в сфере образования повышают социальную значимость компании и укрепляют ее репутацию.
Преимущества для учащихся
- Новые возможности и практический опыт. Сотрудничество с бизнесом открывает перед учащимися уникальные возможности для стажировок, экскурсионных программ и практических заданий, позволяя им на практике познакомиться с реальными условиями работы в выбранной профессиональной области.
- Современное образование. Включение в образовательный процесс современных технологий и актуальных знаний делает образование практикоориентированным и современным.
- Уверенность и мотивация. Работа с профессионалами и возможность применения знаний в реальных проектах укрепляет уверенность в собственных силах учащихся, вдохновляет их на дальнейшее развитие.
- Развитие востребованных компетенций. Бизнес-партнерства помогают ученикам развивать важные для будущей карьеры навыки, такие как командная работа, коммуникация, решение конкретных задач и использование современных технологий. Это помогает им быть конкурентоспособными на рынке труда и успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Форматы взаимодействия бизнеса и школ
Партнерство может принимать различные формы, каждая из которых дает свои результаты:
- Преобразование образовательной среды. Компании, такие как Nokia, обеспечивают школы необходимыми технологиями (например, высокоскоростным интернетом), а Объединенная авиастроительная корпорация организует экскурсии и целевые обучения для школьников.
- Создание собственных образовательных проектов. В ответ на растущие потребности в качественном и инновационном образовании, многие компании создают собственные образовательные инициативы. Примеры таких инициатив — проекты компаний, например, образовательные программы от Microsoft, проект «Космический класс» от Роскосмоса, проект Илона Маска Astra Nova School и Yungu от Alibaba. Также есть примеры частных инвестиций в создание новых школ в качестве вклада в развитие системы образования — Школа «Летово», «Новая школа», «Хорошкола» и другие.
- Формирование сообщества. Создание сообщества, которое объединяет студентов, учителей и представителей бизнеса, способствует решению глобальных проблем и развитию инновационного мышления. SPLAT — это проект, который интегрирует науку и бизнес, поддерживает предпринимательство и способствует созданию стартапов. Он помогает учащимся развивать предпринимательские навыки и учит их превращать идеи в успешные бизнес-инициативы. Фонд «Сколково» активно занимается популяризацией стартап-культуры среди подростков, организуя мероприятия, тренинги и конкурсы, направленные на развитие инновационных проектов и поддержки молодых предпринимателей.
- Карьерная навигация. Партнерства школ с компаниями помогают учащимся осваивать необходимые профессии еще до окончания последнего класса, предоставляя возможности для стажировок, программ повышения квалификации и участия в реальных проектах. Среди таких инициатив: проект для школьников «Космический класс» от «Роскосмоса», инженерно-железнодорожные классы от опорных школ РЖД, программы для повышения квалификации учащихся и преподавателей от Microsoft Learn.
Партнерство между школами и бизнесом — это стратегический шаг на пути к созданию устойчивой и эффективной образовательной среды, в которой каждый участник получает выгоду, а результатом становится подготовка высококвалифицированных кадров, готовых к вызовам будущего.