Ответы на эти вопросы попытались найти спикеры сессии «Ответственный ИИ: технологии с пользой для людей», прошедшей в рамках технологического форума РБК Tech 2024.
Школа управления СКОЛКОВО выступила интеллектуальным партнером мероприятия, а в качестве одного из экспертов в сессии участвовал директор программы MBA и сопродюсер программы «Управление бизнесом на данных» СКОЛКОВО Иван Хворов, рассказавший о внедрении ИИ-решений в образовательный процесс Школы.
Ниже ключевые тезисы спикеров сессии – как Ивана Хворова, так и других экспертов, в том числе профессора Сколтеха и РАН, гендиректора Института AIRI Ивана Оселедца, исполнительного директора MTS AI Дмитрия Маркова и директора и основателя ООО «Студия Данных» Сергея Марина.
Ключевые тезисы
Российский задел. Страна достигла значительных успехов в области искусственного интеллекта, особенно в финтехе, видеоаналитике, медицине и кибербезопасности. Наличие собственных крупных языковых моделей позволяет России сохранять независимость в этом направлении в условиях, когда доступ к глобальным технологиям может быть ограничен.
Тем не менее это лишь первый шаг на пути к интеграции ИИ в экономику. Вызовом остается преодоление «последней мили», то есть интеграция искусственного интеллекта глубже в текущие экономические процессы, требующая значительных инвестиций, но способная обеспечить стратегическое преимущество. В будущем использование мощных ИИ-моделей может стать инструментом, влияющим на геоэкономику и геополитику.
Создание ценности и ИИ. Для активного внедрения ИИ в экономику отечественным решениям необходим выход на международные рынки. При этом одним финансированием проблему не решить: исторически было немало случаев, когда огромное вливание средств не принесло ожидаемого результата – например, в нанотехнологии 20 лет назад.
Важна не только готовность инвестировать, но и способность мыслить на уровне создания ценности. Ключ к успеху — люди с аналитическим и стратегическим мышлением, способные адаптировать технологии к реальным задачам.
Важно не утратить именно эти компетенции, иначе Россия рискует столкнуться с дефицитом людей, способных создавать принципиально новые продукты, производить смыслы.
Роль государства. Не все ИИ-решения, успешные в России, будут столь же востребованы за границей. Здесь потенциально значительна роль государства — оно могло бы помогать выбирать направления, которые будут иметь спрос в конкретных странах. Например, для Индонезии актуальны решения для микроскоринга и микрокредитования, а в ЮАР интерес кроется в автоматизации медицины.
Роль государства могла бы проявиться и в так называемой «последней миле». В России многие модели ИИ готовы к выполнению сложных задач, однако их внедрение зачастую сталкивается с трудностями на последней стадии. Пока эта «последняя миля» не отлажена и требует значительных инвестиций, проще обратиться к человеческому труду. Снижая затраты на адаптацию и интеграцию технологий, государство может помочь компаниям сделать ИИ-решения массовыми и доступными.
Квалифицированный заказчик – кто это? Бизнес осознает необходимость не просто инвестировать в ИИ-решения, но и обучать своих сотрудников и партнеров качественно с ним взаимодействовать – через формулирование запросов и ожиданий.
Компетентный заказчик — это не тот, кто досконально разбирается в коде, но тот, кто понимает, какие задачи можно решать с помощью технологий.
Поэтому важно через образовательные программы помогать предпринимателям и управленцам осознавать потенциал и ограничения технологий: так инвестиции не будут направлены в «случайные» проекты, а принесут ощутимую пользу бизнесу. С другой стороны, обучение, инвестиции в собственный персонал — неотъемлемая часть долгосрочной стратегии, ведущей к повышению конкурентоспособности бизнеса.
Зачем искусственному интеллекту этика? Вопросы этики могут казаться отвлеченными и философскими, однако на практике их значение в мире ИИ вполне ощутимо: так, предвзятость может проявляться даже при кредитном скоринге, поскольку алгоритмы воспроизводят когнитивные искажения, заложенные в исторических данных. Внедрение этических принципов посему позволяет избегать дискриминации, защите пользователей, в том числе детей, от нежелательного контента, способствует большей «чистоте» выводов – и имеет прикладное значение.
Например, в сфере распознавания лиц обеспечение высокой точности работы системы для людей разных возрастов и рас усиливает доверие пользователей, что позитивно влияет на репутацию компании. В итоге движение в сторону этических стандартов не только делает технологии более справедливыми, но и в перспективе обеспечивает компании конкурентные преимущества.
Юриспруденция не поспевает. Для разработки актуализированных «законов робототехники Азимова» требуется не только глубокое понимание самих технологий, но и особый юридический язык, позволяющий формулировать сложные нормы. Предстоит долгий путь – сформулировать некие универсальные этические правила могла бы межотраслевая группа философов, инженеров, юристов. Процесс в этом направлении уже идет на международном, так и на национальном уровнях.
Пока же в рамках каждой конкретной задачи (например, в банковском скоринге или системе распознавания лиц) вырабатываются специализированные правила, которые решают прикладные задачи и минимизируют риски. Регулирование сферы проводится в мягком формате, и правильно – пока рынок только зарождается, но в будущем универсальные этические нормы необходимы: они помогут ИИ гармоничнее интегрироваться в экономику.
Можно ли применять ИИ в учебе? Если выполненная в рамках обучения работа (доклад, эссе, презентация) отвечает требованиям по теме, объему и качеству – она достойна высокой оценки, даже если при ее создании применялся ИИ. Если же результат слабый, вне зависимости от того, задействовались нейросети или нет, то и оценка должна быть соответствующей.
Искусственный интеллект на сегодня – инструмент творческой работы, и владение им может помочь обогатить работу, но не замещает человека полностью, хотя насчет этого есть разные точки зрения.
При умелом использовании в качестве помощника ИИ может обеспечить огромный рост эффективности: так, благодаря нейросетям разработка игр-симуляций и бизнес-кейсов в Школе управления СКОЛКОВО ускорилась многократно.
Кроме того, ИИ позволяет разнообразить и обогатить образовательный опыт, получаемый слушателями Школы управления СКОЛКОВО на образовательных модулях – в том числе через внедрение иммерсивных практик. Знания успешнее всего передаются именно через яркий, запоминающийся опыт – время скучных профессоров, читающих лекции по бумажке, прошло.