Медицинский кризис рано или поздно закончится, и мы вернемся к более свободному образу жизни. Однако стратегии бизнеса и правительств неизбежно претерпят изменения. Изменятся подходы к борьбе с рецессией, к международным цепочкам производства и долгосрочным инвестициям. Странам придется решать, как заниматься внутренней экономикой и международными резервами, а компаниям — как взаимодействовать с партнерами и копить средства для потенциальных инвестиций. Рецепты макроэкономической политики не поменяются, но меры будут применяться более ответственно, что может сделать мировую экономику более устойчивой к будущим кризисам.
Рис. 1. Долг в развивающихся странах, данные Всемирного банка. Непрерывные кривые — по всем странам, прерывистые — без учета Китая (Источник).
![](https://sk.skolkovo.ru/img/fc823db3-725a-4ad4-8eec-3558923da7af/1-ris1-1jpg-1588444649-55578.jpg?fm=jpg&q=80&fit=max&crop=684%2C414%2C0%2C0)
Более ста стран обратились за помощью к МВФ. Это значит, что страны неумело сводили бюджеты в период роста с 2010 года: увеличивали долги (особенно активно это делал Китай, см. рис. 1) и не копили резервы. Не очень богатые развивающиеся страны склонны увеличивать госрасходы по отношению к ВВП во время роста экономики и снижают их во время падения. Такая политика создает большие риски во время кризиса. К тому же карантин нанес удар по рынку труда.
Многим кажется, что в развивающихся странах восстановление будет быстрым, однако стоит вспомнить кризис 2008–2009 годов, когда безработица выросла совсем незначительно, чтобы понять: текущий кризис с закрытием малого и среднего бизнеса может оказаться куда опаснее, он способен сильно затормозить рост ВВП. В развитых странах (например, по данным Великобритании) молодым сотрудникам небольших компаний стоит ожидать сильного снижения зарплат, в некоторых ситуациях — до 10 %.
Таблица 1. Прогнозы МВФ на 2020–2021 годы (апрель 2020).
![](https://sk.skolkovo.ru/img/f00e5a93-3a59-44d0-9a2a-2b2a191e6ca5/tab1png-1588444801-64592.png?fm=jpg&q=80&fit=max&crop=940%2C627%2C0%2C0)
Насколько быстро страны выйдут из кризиса? Прогноз МВФ о падении мировой экономики на 3 % в 2020 году и росте на 5,8 % в 2021 году не выглядит ужасным (см. Таб. 1). Однако большинству крупных экономик, включая США, Еврозону и Россию, к концу следующего года не удастся выйти на уровень ВВП конца 2019 года, то есть рецессия будет тяжелой.
Последние исследования прошлых рецессий говорят о том, что аналитики обычно чрезмерно оптимистичны. Обычно рецессию продолжительностью до года предсказывать легко, но если она длится два года, ее ожидают менее 50 % аналитиков, вплоть до апреля второго года (см. Рис. 2). Если мы вошли в длинный кризис, стартовавший в I квартале 2020 года, можно предположить, что V-образного восстановления не произойдет до апреля 2021 года.
Процент аналитиков, предсказывающих рецессии, в среднем по странам мира (по итогам около ста пяти рецессий длиной один год и сорока пяти рецессий длиной не менее двух лет). t-1 — прогнозы на следующий год, сделанные в год начала рецессии, в апреле и октябре соответственно. t — аналогичные прогнозы на текущий год. По данным Ann, Loungani, 2020.
![](https://sk.skolkovo.ru/img/51c81deb-b765-4838-be17-0ae5a40a927e/ris2-0png-1588444758-31013.png?fm=jpg&q=80&fit=max&crop=718%2C375%2C0%2C0)
Как МВФ сможет помочь более чем ста странам на протяжении двух лет, если кризис затянется? Никак. Надеюсь, что для большинства правительств выводом из текущего кризиса станет решение о более ответственной бюджетной политике во время роста экономики. Предыдущая эпидемия случилась в 2003 году. Можно ли предположить, что эпидемия не повторится в следующие семнадцать лет? А если повторится, могут ли развивающиеся страны позволить себе процикличную политику? Ответы на эти вопросы предстоит найти.
У частных компаний есть интересные результаты за первые два месяца эпидемии. Первый — это влияние цепочек производства на предложение товаров и услуг. Если промышленные партнеры не готовы поставлять прежние объемы из-за снижения рабочего времени сотрудников (и потребители решают отложить расходы на товары), то компании начинают снижать инвестиции, то есть, как следствие, уменьшать потенциальное производство в будущем. Сектор услуг был временно подавлен гораздо сильнее, чем промышленность, — это видно по индексам PMI (см. Таб. 2 и 3): падение потребления услуг оказалось глубже, чем в обрабатывающей промышленности.
Таблица 2. Индексы PMI по сектору услуг (Источник)
![](https://sk.skolkovo.ru/img/b49635fc-5be3-4b82-af2f-dbc1f15ff6cc/tab2png-1588444947-30552.png?fm=jpg&q=80&fit=max&crop=940%2C946%2C0%2C0)
Если выяснится, что карантины не решают проблемы второй волны пандемии, и открытие границ Китая, США, Германии или Японии подстегнет новые волны заболеваемости, отношение к промышленности ухудшится. Тогда появится больше исследований с выводами о том, что «в США 37 % работ можно делать полностью удаленно из дома». Скорее всего, население станет больше сберегать на черный день, что повлияет на снижение процентных ставок и теоретически поддержит инвестиции, а практически — снизит спрос и усложнит выход из рецессии.
Таблица 3. Индексы PMI по обрабатывающей промышленности (Источник)
![](https://sk.skolkovo.ru/img/139ff502-d746-4de8-b70e-3611e81258a7/tab3png-1588444979-43729.png?fm=jpg&q=80&fit=max&crop=799%2C917%2C0%2C0)
От кризиса, скорее всего, выиграют компании, имевшие запас ликвидных активов (депозитов и облигаций), которые теперь можно использовать для слияний и поглощений, а также быстрых инвестиций в проекты с коротким периодом возврата. Во время кризиса 2008–2009 годов такие фирмы не только получили краткосрочные выгоды, но и долгосрочно росли быстрее конкурентов, а также получали более высокие прибыли. Поэтому, если государства хотят во время карантина не создавать выгодного положения отдельным удачливым компаниям, они должны подумать, как предоставить доступ к финансированию более широкому кругу участников рынка.
Страны и компании будут вынуждены копить деньги, балансировать бюджеты и серьезно обдумать проблему накопления долгов. Пока трудно предсказать, как изменятся производственные цепочки, но компании будут стараться их контролировать и располагать географически ближе к себе, когда это экономически доступно. Усиления роли государства в контроле за финансовыми рынками, возможно, не произойдет, но на другой уровень выйдет диалог МВФ и Всемирного банка с развивающимися странами о готовности к будущим кризисам.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, — Forbes.