31 октября 2022
Статья

Неочевидные регионы: где сегодня работать компаниям, нацеленным на глобальный рынок

Ситуация в мировой экономике привела к ограничению количества рынков, доступных для международной деятельности российского бизнеса. Это в свою очередь вынуждает предпринимателей искать новые территории. Время простых, привычных стратегий прошло. Российскому бизнесу необходимо креативно решать задачи выхода на глобальный уровень, а для этого следует «сменить оптику».
Неочевидные регионы: где сегодня работать компаниям, нацеленным на глобальный рынок
Источник: Unsplash

Например, отказаться от устаревших взглядов на мир как на множество отдельных стран. Взамен я предлагаю смотреть на мировые рынки как на набор комплексных мета- и макрорегионов. Это позволит создавать более сложные, каскадные стратегии присутствия на экономической карте мира.

Исламский мир

Одним из самых крупных метарегионов на сегодняшний день является Исламский мир. Он включает в себя потребителей, объединенных исламской религией и традициями, а шире — исламской культурой потребления. На Земле проживает около 1,9 млрд мусульман, что составляет больше 20% населения мира. При этом именно мусульмане являются наиболее быстрорастущей частью мирового населения: по некоторым оценкам, к 2050 году их число увеличится на 73%.

Всего в мире насчитывается 51 страна, где мусульманское население в большинстве, при этом в 28 из них ислам — официальная религия. В России, к примеру, мусульмане составляют порядка 20% населения. Важная особенность российского исламского населения заключается в том, что это, преимущественно, коренное население нашей страны, а не миграционный приток, как в большинстве стран Европы.

Отличительная черта метарегиона «Исламский мир» — схожие покупательские паттерны у мусульман вне зависимости от места их проживания: и в Германии, и в Турции, и в Малайзии потребители-мусульмане будут вести так называемый халяльный образ жизни. Халяль в переводе с арабского — «разрешенный», то есть это товары и услуги, соответствующие канонам ислама.

Халяльная экономика на сегодняшний день оценивается в сумму около $3 трлн. Как правило, в ней выделяют шесть основных сегментов — еду, одежду, медиа, туризм, фармацевтику и косметику. Самым крупным из них является сегмент халяльных продуктов питания и напитков: на конец 2020 года его оценивали в $2 трлн. Доминирует в продуктах питания рынок мяса и птицы с долей около 30%. Вторым по объему с оценкой в $350 млрд является сегмент одежды. Его часто обозначают как modest fashion («благопристойная мода»). Высокий спрос в мусульманской среде существует на халяльные медикаменты. Например, в период пандемии COVID-19 в исламском мире широко обсуждалась халяльная вакцина, и первой такой стала китайская Sinovac, сертифицированная в Индонезии. Также востребованы мобильные приложения или мобильные ассистенты, которые помогают вести подобающий для мусульманина образ жизни.

Халяльная сертификация продукции и услуг — это первый шаг к доступу к пятой части мирового населения. Начать можно с российской сертификации, но для работы на мировом рынке потребуются пользующиеся большим авторитетом сертификаты, например, из Турции, ОАЭ, Малайзии или Индонезии.

Арабский мир

Внутри метарегиона «Исламский мир» по географическому и этнолингвистическому признакам можно выделить характерный макрорегион «Арабский мир». Он объединяет 23 страны, расположенные на территориях Северной Африки и Ближнего Востока.

Арабисты подразделяют арабский мир на несколько подрегионов, например, Магриб или Благодатный полумесяц. На мой взгляд, бизнес может подойти к делению региона более прагматично. Арабские страны сильно различаются по уровню экономического развития, а также по благоприятности делового климата для работы иностранных компаний. Наиболее благополучные в экономическом плане арабские страны — это Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и другие монархии Персидского залива (кстати, для арабов залив привычнее называть «Арабским»), а также, например, Египет. Страны со средним уровнем экономического развития — это, например, Алжир, Марокко и Оман, а наименее благополучные — пострадавшие от локальных конфликтов Ливия, Судан и Йемен.

Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса иностранными компаниями созданы в ОАЭ и Катаре, а также в Египте и Иордании. Российским компаниям имеет смысл также обратить внимание на Сирию. Разберем примеры этих стран подробнее.

Египет с $560 млрд ВВП является крупной диверсифицированной экономикой. Страна живет не только за счет нефти и туризма: там выращивают различные агрокультуры (финики, цитрусовые, рис и другие), также в стране хорошо развиты металлургия, химическая и текстильная промышленности. Египет активно развивает финансовые технологии: в 2022 году в стране стал работать фонд, который уже профинансировал четыре египетских финтех-стартапа — Khazna, Lucky, Mozare3 и Paymob. Сейчас российские компании поставляют в Египет зерно, металлы, лес, также российский бизнес широко задействован в строительстве первой в стране атомной станции. Очевидно, это не предел возможного.

Сирия, несмотря на сохраняющуюся нестабильность, также может быть интересна в качестве территории для российского бизнеса. В ближайшее десятилетие страну ожидает масштабное послевоенное восстановление, прежде всего, восстановление инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, объектов промышленности и торговли. Для российских компаний создаются максимально благоприятные условия работы в стране. Нужно помнить, что Сирия — страна с выходом в Средиземное море, что не только дает хорошие возможности для глобальной морской логистики, но и открывает перспективы развития туристической инфраструктуры.

Сирийские курорты уже сейчас привлекают не только туристов, но и инвесторов: от студентов программы Global Shift Школы управления СКОЛКОВО я знаю, что российские предприниматели инвестируют в туристический сектор этой страны — приобретают гостиницы и другие объекты на Средиземноморском побережье. На данный момент недвижимость в Сирии стоит дешево, а в скором времени ожидается наращивание туристического потока на ее курорты.

Иордания, в свою очередь, маленькая страна как по численности, так и по размеру экономики. Ключевая особенность этой территории — ее связующая роль для стран ближневосточного региона. На протяжении длительного времени страна реализует многовекторную политику, поддерживая отношения с Израилем, западными странами, прежде всего, с США и Великобританией, а также с Россией. Иорданская монархия имеет большой авторитет в арабском мире и за его пределами. Эта особенность страны позволяет рассматривать ее как нейтральную платформу для ведения бизнеса во всем макрорегионе.

Интересная для российского бизнеса особенность страны состоит в том, что в королевстве — одна из самых крупных в мире черкесских и чеченских диаспор, а также крупная армянская диаспора. В частности, иорданская королевская гвардия состоит из черкесов, а их официальной формой являются привычные нам черкески. Это важно, поскольку исторические этнокультурные связи с Россией могут помогать установлению деловых отношений.

В целом, вопросы так называемой культурной дистанции имеют большое значение для работы в арабских странах. Действительно, российским предпринимателям может быть сложно на первых порах привыкнуть к свойственной арабским партнерам неспешности, долгому процессу выстраивания доверительных отношений, склонности к избыточному оптимизму на старте проектов, азарту и эмоциональности в переговорах, вольности в трактовке достигнутых соглашений. В этом смысле, наличие в команде людей чуть более близких по этнокультурному основанию может значительно повысить шансы на успех.

Монархии Персидского залива

Следующий фокус внимания — это макрорегион «монархии Персидского залива» (МПЗ), который является наиболее богатым регионом арабского макрорегиона. В него входят такие страны как ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн и другие.

Государства объединяет не только монархическая форма государственного правления и схожая экономическая модель, основанная на экспорте ресурсов, но также нахождение в составе экономического союза и схожий подход к формированию стратегии национального развития.

Страны МПЗ входят в организацию Gulf Cooperation Council (GCC) — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Среди задач объединения следует отметить способствование научно-техническому прогрессу в различных направлениях экономики и создание научно-исследовательских центров в странах-участницах. Эти цели отражаются и в национальных стратегиях государств, поскольку монархии Персидского залива стараются уйти от «моноэкономики», базирующейся исключительно на экспорте нефти и газа, в пользу более диверсифицированной. В модернизационных стратегиях монархий можно выделить четыре ключевых элемента: развитие туризма, развитие и привлечение человеческого капитала, развитие инноваций и новой экономики и создание глобальных городов-экономических хабов.

У каждой страны свои ставки и свой темп развития, но так или иначе эти четыре составляющие прослеживаются у каждой из них. Например, Саудовская Аравия планирует к 2030 году построить восемь городов «будущего», следующих принципам устойчивого развития. Один из самых амбициозных проектов — город на несколько миллионов человек без улиц и машин, который сохранит 95% природы в своих окрестностях и не будет выбрасывать углерод.

Один из крупнейших эмиратов ОАЭ  — Дубай — самый большой транспортно-логистический узел региона, а также ведущий деловой хаб для ведения бизнеса по всему региону. Дубай уже многие годы является одним из мировых лидеров бизнес-туризма: в городе ежегодно проводятся сотни конференций мирового уровня по совершенно разным темам. Это способствует «оседанию» в нем передового знания и высокопрофессиональных кадров. Другой город в ОАЭ, Абу-Даби, стал домом для двух крупнейших на Ближнем Востоке музеев — филиалов Лувра и Музея Гуггенхайма. Это не только повышает туристическую привлекательность эмирата, но и улучшает качество культурного опыта многочисленных специалистов и предпринимателей, работающих в ОАЭ.

Страны региона МПЗ активно вкладываются в новейшие технологии — привлекают стартапы и ИТ-компании, создают цифровую инфраструктуру. Например, цифровая экономика ОАЭ составляет 9,7% от ВВП.

Очевидно, что монархии Персидского залива сами по себе являются очень сложными рынками, как с точки зрения конкуренции, поскольку они привлекают ведущие мировые компании и профессионалов, так и с точки зрения культурной дистанции. Вместе с тем, некоторые города региона становятся ключевыми точками на экономической карте мира, прежде всего, для выхода на рынки третьих стран, например, Индии и Африки.

Глобальный хаб

Одной из важнейших категорий экономической карты мира является глобальный хаб. Хаб — это всегда город, а зачастую — порт, который является связующим звеном для стран в макрорегионе, а также местом средоточения инвестиционного и профессионального сообщества, работающего не только и не столько в самом городе, сколько в масштабах макро- или метарегиона.

Глобальные города отличаются развитой инфраструктурой, высоким уровнем цифровизации сервисов, благоприятным регулированием, доступностью широкого спектра профессиональных услуг. Немаловажно также наличие в хабах развитых образовательных и досуговых возможностей — людям не только «удобно» работать в этом месте, но и в целом жить, например, учиться или интересно проводить свое свободное время. Другая важная отличительная особенность хабов — наличие условий для международной торговли, то есть современные крупные и эффективные порты, авиационные узлы, склады, транспортно-логистические операторы и прочее.

Среди монархий Персидского залива есть две страны с городами-хабами — ОАЭ и Катар. В ОАЭ глобальные города — это Дубай и Абу-Даби. Они привлекают частный бизнес и инвестиции со всего мира за счет активного государственно-частного сотрудничества и развитой инфраструктуры. ОАЭ также планирует расширить свое влияние и на цифровые валюты, став глобальным крипто-хабом: в стране активно разрабатывается регулирование в сфере майнинга и управления криптовалютами. В Катаре город-хаб — Доха. Страна является одной из богатейших на Ближнем Востоке и активно инвестирует в образование и науку, а также имеет развитую инфраструктуру.

Города и страны будут демонстрировать разные возможности для развития бизнеса в зависимости от того, под каким углом на них смотреть — как, например, на метарегион с халяльной экономикой или глобальный хаб для торговли по всему макрорегиону Индийского океана.

Предложенное выше своеобразное экономическое путешествие с уровня метарегиона исламского мира до уровня конкретного города отражает четыре ключевые экономгеографические категории, которые важно принимать во внимание при проектировании своей глобальной стратегии: цивилизации, континенты, страны, города (4C: civilizations, continents, countries, cities). Каждый уровень или слой рассмотрения экономической карты мира дает свой материал для построения глобальной стратегии.

Такая «смена линз» позволит российским компаниям обнаружить новые возможности и построить креативную стратегию выхода на глобальные рынки, способную обеспечить бизнесу необходимый рост в новых условиях.

Более подробно вопросы развития глобального бизнеса изучаются на программе SKOLKOVO Global Shift. В рамках программы у предпринимателей есть возможность найти альтернативные пути развития на новой глобальной карте мира, использовать опыт других глобальных компаний и экспертизу профессоров.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie