28 декабря 2021
Статья

«Не замечать перемены ― опасно и неразумно»: топ-менеджеры об ESG-трансформации

Уходящий год ознаменовался для России настоящим ESG-бумом: эта заветная аббревиатура стала едва ли не самым популярным пунктом текущей повестки в корпоративном мире. Однако реализация ESG-стратегии подчас сопряжена с трудностями ввиду нехватки кадров и банального незнания руководителей, за что именно взяться в первую очередь.
«Не замечать перемены ― опасно и неразумно»: топ-менеджеры об ESG-трансформации
Источник: Noah Buscher on Unsplash

Эти и другие аспекты происходящих изменений, прежде всего в HR-разрезе, обсудили топ-менеджеры «L’Oréal Россия», «Русала», «Русской аквакультуры», Сбера и «Новатэка» на бизнес-завтраке, проведенном Odgers Berndtson и Школой управления СКОЛКОВО. О прошедшем мероприятии — в семи тезисах.

1. Ситуация с ESG в России — лишнее подтверждение истины, что медийный шум не всегда не коррелирует с положением дел «на земле». Хотя ESG-тематика и стала едва ли не самой обсуждаемой в уходящем году, российский бизнес в массе своей, помимо ориентированных на экспорт отраслей и в какой-то степени финансового мира, все еще далек от нее.

Согласно недавнему исследованию PwC, больше половины руководителей (58 %) в России не знают об использовании принципов ESG при ведении бизнеса, и из тех, кто знаком с ESG-концепцией, 78 % утверждают, что их партнеров и инвесторов данная тема не волнует.

2. Необходимость внедрения ESG-повестки, вопреки расхожему мнению, диктуется не столько «сверху», регуляторами, а идет от инвесторов, среди которых распространяется тренд на ответственное инвестирование, и самих потребителей, причем последний фактор начинает играть в России все большую роль.

«Я вижу, что запрос идет именно от ответственных потребителей. Сейчас тот момент, когда их количество достигло критической массы, и для бизнеса не замечать эти перемены ― опасно и неразумно», ― рассказал директор по устойчивому развитию «L’Oréal Россия» Василий Фокин.

Проведенное L’Oréal исследование показало высокую осведомленность об устойчивом развитии, при этом выяснилось, что старшие поколения склонны считать эту тематику менее важной для себя, а драйвером повестки выступает молодежь, поколение Z.

«Чем моложе человек, тем выше он будет оценивать значимость тех или иных критериев, особенно гендерного равенства и других социальных вопросов, ― отметил Василий Фокин. ― Это естественный процесс, и это касается не только клиентов, но и сотрудников. Новые люди, со своими приоритетами, придут на работу и будут вести бизнес совсем по-другому».

3. ESG-трансформация везде проходит с учетом региональных особенностей, констатировали партнер Odgers Berndtson Russia Дарья Тулубенская и директор по внешним и внутренним коммуникациям Школы управления СКОЛКОВО Ксения Трифонова.

По их оценке, в России таковыми выступают большая приоритезация E-сегмента «триады» ввиду сырьевого характера экономики с упором на экспорт углеводородов, а также менее остро стоящий вопрос расового и гендерного неравенства.

4. Полноценной образовательной программы для специалистов по ESG в нашей стране пока нет, отметили Дарья Тулубенская и Ксения Трифонова.

При этом на рынке труда спрос на ESG-специалистов ― «тех, кто хоть что-то понимает в ESG и имеет опыт», ― резко вырос, отметила CEO EM, независимый директор «Русала» и «Русской аквакультуры» Анна Василенко.

«На рынке кандидатов не хватает специалистов, поэтому минимальный опыт в устойчивом развитии сразу прибавляет существенную сумму к компенсации их труда. Часто неуспех компаний зависит от кадров. Очень распространена ситуация, когда компании удалось «схантить» директора по ESG: он согласовывает стратегию, а реализуют ее стажеры, которые вчера пришли в компанию, потому что мидл-менеджмент в этой сфере еще не сформировался», ― рассказала топ-менеджер.

По ее оценке, этот тренд сохранится еще пять-шесть лет даже при оптимистичном прогнозе, поэтому молодым специалистам ― или же тем, кто подумывает о смене карьерного вектора, ― стоит иметь это в виду.

5. Для крупного бизнеса создание ESG-подразделения сейчас в том или ином виде ― вопрос не только репутации, но и капитализации. По словам Анны Василенко, «хотя бы минимальная деятельность» в этой сфере добавит компании рыночную стоимость.

Одновременно все большую роль играет тренд ухода западных инвесторов не только от «грязных», по их оценке, активов ― нефтянки, угля и так далее, ― но и из компаний с неразвитой или развитой недостаточно ESG-повесткой.

«Впервые я об этом [данной практике] услышала от компании „Норильский никель“, у которых были инвесторы из Скандинавии, которые сказали им, что больше не могут в них инвестировать, потому что они недостаточно внимания уделяют экологии на стратегическом уровне», ― заявила Анна Василенко.

6. Качественная реализация ESG-стратегии имманентно предполагает включенность всего менеджмента в процесс, а не только ESG-команды.

«Совет директоров осуществляет такую контрольно-рекомендательную роль: вся их ответственность состоит в том, чтобы наставлять менеджмент, ставить KPI, находить правильный угол стратегии и удерживать баланс между прибыльностью и экологической и социальной ответственностью», ― отметила Анна Василенко.

По ее наблюдениям, компании, практикующие внедрение KPI в сфере ESG на уровне мидл- и топ-менеджмента, «достигают отличных результатов».

«KPI для высшего руководства [как часть G-сегмента] ― это, с одной стороны, работа с руководителями в образовательном ключе, с другой ― это должно учитываться в их компенсации труда. Люди часто забывают, что, если вы перестанете обучать своих сотрудников, им будет сложнее работать», ― добавил со своей стороны Василий Фокин.

7. Ключевые компетенции специалиста по ESG: лидерские качества, навыки убеждения, умение «проталкивать» свою точку зрения (push-менеджмент), способность идти на компромисс, навыки переговорщика, в том числе на GR-уровне, желателен также опыт развития собственных проектов.

Причем умение убеждать ― «чуть ли не самый ценный навык» в нынешних реалиях, рассказала со своей стороны управляющий директор ESG-дирекции Сбербанка Наталья Зайцева.

«Сложность для специалистов в этой сфере ― низкая осведомленность руководителей и сотрудников о ESG. Ко мне приходили люди с горящими глазами и мыслью, что они будут нести добро в этот мир. Через год они понимают, что бьются головой в глухую стену: все думают, что они ничем не занимаются, а просто несут метафорическое „доброе-вечное“», ― поделилась она опытом.

По ее словам, лучше всего получается «продать» ESG-идею коллегам у тех, кто «умеет, несмотря на „бетонные стены“, пушить других людей: где надо ― перелезть, где-то ― подкопать, подорвать, то есть убеждать, находить нужные взаимосвязи между подразделениями».

С ней согласна руководитель по устойчивому развитию «Новатэка» Кристина Попилюк: цель ESG-подразделения ― «координировать эту функцию, грамотно транслировать, передавать стратегию и давать фидбэк. <…> Поддерживать эту функцию для больших корпораций недорого, но очень важно для их имиджа».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie