«Учитель в вакууме»
Учитель не находится в вакууме. Образовательный процесс в школе имеет множество стейкхолдеров: ученики, родители, директора, бизнес, университет, государство, общество. Каждый из стейкхолдеров формирует запросы к учителю, исходя из своих представлений об идеальном. Набор характеристик идеального учителя сильно меняется в зависимости от того, чьими глазами мы на него смотрим. Кто он, идеальный учитель, если вы – ученик? А если родитель? Или директор? Министерство?
Социологические опросы среди разных стейкхолдеров образовательного процесса выявляют разные идеалы учителей. Характеристики перекликаются лишь местами, а иногда говорят об одном и том же, но разным языком.
По данным опросов, проведенных среди школьников, идеальный учитель любит детей, терпелив, но строг, справедлив. Он имеет хорошее чувство юмора и способен заинтересовать ученика. Идеальный возраст для учителя – 30-45 лет. Интересно, что представление об идеальном меняется на протяжении обучения ученика: один запрос существует к учителю начальной школы, другой – к учителю старших классов, для младших классов важнее личные характеристики преподавателя, в старших – его предметные знания, способность оказать поддержку ученику, выстроить дальнейшую образовательную траекторию.
Родители тоже ценят, когда учитель терпелив, любит детей и доброжелателен, но еще хотят, чтобы он умел предотвращать конфликты, был компетентным, обладал педагогическими знаниями и опытом. Хорошо, если он еще и психолог, образован и интеллектуально развит. Представление об идеальном возрасте учителя совпадает у родителей и учеников – 30-45 лет.
В глазах директоров школ идеальный учитель в первую очередь самообучающийся профессионал и часть команды школы. Он верит в учеников и мотивирует их к обучению, имеет хорошее образование, интерес к педагогике и психологии, свободное время тратит на собственное развитие. Он готов работать в коллективе.
Государство коммуницирует свои представления об учителе, о должном и требуемом в официальных документах, таких как профессиональный стандарт педагога, регламентирующий перечень профессиональных и личностных требований к учителю. Учитель должен уметь предотвращать конфликты, быть толерантным, владеть предметом и программой обучения, различными методами преподавания, иметь индивидуальный подход.
Кто я?
Данные международного опроса учителей и директоров школ TALIS показывают, что учитель включен в более пяти видов деятельности, помимо обучения учащихся. Как многорукий Шива, он принимает участие во внешкольных спортивных и культурных мероприятиях, общается с родителями или опекунами, выполняет общую административную работу, участвует в управлении школой, ведет консультирование учащихся по вопросам карьерных траекторий и не только, готовится к урокам как в школе, так и во вне, проверяет работы учащихся, работает в команде и общается с коллегами.
Включаясь в разные виды деятельности учитель принимает на себя различные роли. Ролевые конфликты неизбежны: я – учитель или я – наставник? Я – часть управленческой команды школы или я – административный персонал? Примечательно, что российский учитель тратит на преподавание только половину своего времени. В отличие от иностранных коллег, ощутимо больше времени у него занимает общая административная работа.
Оптические иллюзии
По аналогии с Фернандо Реймерс, который в книге «Дерзкие цели образования» (Audacious Education Purpose) выделяет разные измерения для реализации трансформационных процессов в национальных системах образования, можно выделить несколько фильтров, через которые мы смотрим на деятельность учителя.
• Культурный фильтр
Здесь мы говорим об общественном запросе к роли учителя. Это набор общепринятых социальных ожиданий от педагогической деятельности. Он может быть выражен через образы учителя, которые транслируются в слоях культуры, например, в кино и литературе.
В советском кинематографе учитель представлен как интеллигент, занимающийся в первую очередь воспитанием, а затем преподаванием. Учитель – носитель ценностей, а не предметных знаний, он – миссионер. Его ученики – рабочая молодежь в вечерних школах и трудные подростки («Путевка в жизнь», «Весна на Заречной улице», «Большая перемена» и др.). Затем образ учителя трансформируется в духовного наставника, друга, он становится живым человеком с личной жизнью, с усталостью и выгоранием. Воспитательный процесс обоюдный для учителя и ученика («Доживем до понедельника», «Ирония судьбы или С легким паром», «Уроки французского», «Расписание на послезавтра» и др.). С 80-х годов и по настоящее время профессия учителя – это уже не высокое предназначение, а необходимый выбор; учитель – малообеспеченный, неопрятный, не вызывающий уважения. Оценка учителя дается уже не с позиции взрослого, а с позиции ученика, учитель становится таким же объектом для воспитания («Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна», «Географ глобус пропил»). Интересно, что в это же время в западном кинематографе учитель показан как наставник, тьютор, он помогает ученику выстроить его жизненную траекторию, используя свою дисциплину как средство, как метафору для личной трансформации («Гарри Поттер», «Улыбка Моны Лизы», «Ларри Краун»).
• Психологический фильтр
Психологический фильтр рассматривает теории обучения, которые лежат в основе процесса обучения и преподавания, научно обоснованные знания о том, как люди учатся. Основные вопросы к деятельности учителя в этом фильтре таковы: как учить и как обучаются? Один из примеров того, как психологический фильтр определяет образовательные цели, – таксономия Бенджамина Блума. Педагогический психолог Блум попытался сконструировать иерархию образовательных целей, которая описывает уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения.
В журналах по педагогике и психологии через этот фильтр рассматривается все, что относится к зоне межличностных отношений учителя и ученика: как каждый влияет друг на друга, как их отношения влияют на такие факторы как повышение успеваемости и снижение депрессивных симптомов у учащихся или ощущение эффективности и компетентности у учителя. Например, было проведено исследование детей от дошкольного возраста до второго класса в четырех штатах США. Дети, чьи родители имеют более авторитарную практику воспитания, но при этом у них выявлены тесные отношения с учителями, продемонстрировали значительно больший прогресс в чтении по сравнению с детьми, не имеющими близких отношений.
• Профессиональный, «цеховой» фильтр
Профессиональный фильтр фокусируется на том, как распределяются роли в образовательном процессе, как учитель включен в процесс управления накопленными знаниями и отчуждения практик в профессиональное сообщество в виде систематизированных методик. Другими словами – насколько он полезен для работы других учителей.
• Организационный фильтр
Организационный фильтр смотрит на учителя в составе различных структур, процессов, которые обеспечивают устойчивость школы. Как учитель взаимодействует с участниками системы, как обеспечивает ее стабильность? Участвует ли в выработке стратегии школы? Как влияет на имидж? Не создает ли проблем?
• Политический фильтр
Образование затрагивает интересы различных групп людей, эти интересы различаются как между группами, так и внутри них. В политическом фильтре мы смотрим на учителя как на стейкхолдера образовательного процесса. Как он участвует в разработке и осуществлении реформ? С какими другими стейкхолдерами образования сотрудничает, а с какими вступает в конфликт? Как отстаивает свои интересы?
Идеальный учитель
Да, профессионализм предполагает стремление к идеалу. Но «идеальное» живет в мире идей, и так и должно быть. В реальности каждый учитель существует в заданной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определенные цели и задачи.
Так же, как не существует идеального черного платья или идеальной красоты, не существует и идеального учителя. Есть то, что подходит под конкретную ситуацию, или то, что подходит лично вам. Думая об идеальном, исходите из реального: анализируйте ситуацию, запрос, цели и образовательные задачи.
Не будьте идеальным учителем, будьте тем учителем, который необходим.