По версии Института человеческого капитала, 51% организаций с сильной культурой коучинга сообщают о более высоком доходе, чем аналогичные компании. 62% сотрудников этих организаций считают себя высоко вовлеченными. Это результаты управления в коучинговом стиле: расти и помогай расти другим.
Стеклянный потолок в голове: с какими задачами (не) работает executive коуч
Согласно классическому исследованию Stanford University и The Miles Group, почти 100% опрошенных CEO компаний получают удовольствие от процесса коучинга и внешней экспертизы по развитию лидерства. Связывают они это с тем, что наверху действительно одиноко, и осознанно выбранный коуч позволяет разобрать сложные ситуации в команде, разрешить конфликты, найти правильный подход к достижению самых амбициозных целей. Мой профессиональный опыт говорит о том, что эти выводы актуальны до сих пор. При этом важно понимать, что коучинг – это не волшебная пилюля, и измеримых результатов добиваются те клиенты, кто готов системно работать над своим запросом.
Вот три типа ситуаций, с которыми чаще всего приходят в коучинг:
- Развитие бизнеса. Запуск нового бизнеса или отдельного направления внутри существующей компании, смена роли – безусловно, трансформационный опыт.
- Поведенческий коучинг. Иногда руководитель достигает высоких результатов в бизнес-домене, но у него есть потребность в развитии отдельных “мягких” навыков.
- Карьерный трек, смена отрасли или зоны компетенции. Обычно тема стеклянного потолка трактуется как социальный барьер, выстроенный обществом, стереотипами, которые сложились в обществе.
Оплата за результат и другие критерии выбора executive-коуча
Как и в большинстве консалтинговых дисциплин, коучи не берут на себя ответственность за результат клиента. В самом начале работы здесь проводится четкая граница – коуч фасилитирует процесс развития, но к результату идет и приходит сам руководитель. Тем не менее, и здесь есть яркие исключения. Маршал Голдсмит, международный «отец» коучинга, является основоположником подхода “плати за результат”. До того, как начать работу с клиентом, он проводит оценку 360 градусов его эффективности со стороны ключевых стейкхолдеров. И такую же оценку проводит по завершении работы. Есть прогресс? – Получаю свой гонорар! На программе в СКОЛКОВО мы спросили Маршала, почему он готов идти на такой риск. Выяснилось, что ключ к разгадке состоит в правильном выборе клиентов, с которыми он готов идти к результату. Качества, которые выделяет Голдсмит, перекликаются с анализом Джеймса Коллинза в From Good to Great – что отличает великих руководителей от посредственных:
- Мужество – способность добиться исключительных и долгосрочных результатов, благодаря удивительному сочетанию личностных качеств и профессиональной воли;
- Смирение – признание своего несовершенства и готовность работать над изменениями;
- Дисциплина – в конкретных ежедневных шагах к цели.
Об основных критериях выбора коуча - в полном тексте материала