24 октября 2013
Статья

Мотивация счастьем: почему борьба за сердце сотрудника приводит бизнес к успеху

Мотивация сотрудников — один из ключевых факторов для развития бизнеса. Однако возникает вопрос, эффективны ли сегодня традиционные методы мотивации? И возможен ли принципиально новый подход к мотивации? Сегодня в мире появляется все больше примеров, доказывающих работоспособность новых теорий «позитивного» или «осознанного капитализма». Осталось понять, возможен ли «капитализм с человеческим лицом» в России. И об этом рассуждает Михаил Воронин, председатель совета директоров АСС «Подъежики».
Мотивация счастьем: почему борьба за сердце сотрудника приводит бизнес к успеху
Источник: Фотобанк Unsplash

Если бы Генри Форд начинал свой бизнес сегодня, то вряд ли достиг бы большого успеха со своими представлениями о работнике, как о винтике в сложной машине корпорации. «Мы вступаем в эпоху трансцендентности, когда люди начинают искать в своей жизни более высокий смысл, не сводящийся к обладанию лишь материальными ценностями. Сегодня трансформируется все: рынок, работа и сама суть капитализма. Наиболее успешные компании стремятся нести людям радость, любовь, искренность и душевность. Они создают эмоциональные и социальные ценности, а не просто приносят доход своим инвесторам», — считает доктор Раджендра Сисодиа, профессор глобального бизнеса в Babson College, идеолог теории «осознанного капитализма» и один из самых известных на планете специалистов по глобальному рынку и консультант крупнейших мировых брендов. В своей книге «Фирмы, несущие любовь. Как компаниям мирового класса удается завоевывать сердца людей» он приводит примеры корпораций с мировым именем и ярких стартапов, чьи доходы стремительно растут благодаря новым методам вовлечения сотрудников в работу компании.

По его мнению, как только компания понимает, что для каждого отдельного сотрудника главная цель — менять мир, а не просто зарабатывать деньги, доходность бизнеса повышается в десятки процессов. Идеи профессора находят подтверждение в современной статистике: по данным Gallup, американский бизнес ежегодно теряет $300 млрд из-за недостатка эмоциональной вовлеченности сотрудников, а оптимистично настроенные сотрудники зарабатывают для компании на 37 % больше, чем их коллеги-пессимисты.

«Сотрудники, чувствующие себя на работе счастливыми людьми, а не бездушными винтиками бизнес-машины, чаще добиваются результатa для компании», — считает Михаил Воронин, выпускник Executive MBA бизнес-школы СКОЛКОВО, основатель агентства стратегических событий «Подъежики», идейный вдохновитель и управляющий партнер People Management ReForum «Winning the Hearts» — бизнес-конференции, посвященной новым методам мотивации и теме счастья как бизнес-модели.

Концепция счастья как бизнес-модели очень проста: компания должна позаботиться о том, чтобы сотрудник был обеспечен не только материально, но и осознавал свою значимость, ценил свое место в компании, горел ее миссией.

Представим различные уровни мотивации в виде органов человеческого тела:

  1. «Желудок»: чтобы его «насытить», необходимы конкурентоспособная заработная плата и премии, социальный пакет, комфортный офис, ресурсы для выполнения своих задач.
  2. «Мозг» можно определить, как амбиции, карьерный рост, профессиональное обучение и развитие.
  3. «Сердце» — это наличие смысла в работе, гордость за свою компанию, гармонии личных и корпоративных ценностей, эмоциональная связь сотрудника и его семьи с брендом, признание и уважение, причастность к социально значимым проектам компании, желание работать в сильной команде, вдохновляющая работа, человеческая забота, «живые» традиции.

Одним из главных идеологов нестандартного ведения бизнеса следует назвать Тони Шейя, основателя компании Zappos. Компания считается образцом клиентоориентированности в интернет-торговле и доказывает свое лидерство цифрами. Ее оборот еще в 2009 году превысил $1 млрд, а вскоре он достиг $2 млрд. Рецепт успеха CEO Zappos.com Тони Шей описал в книге Delivering Happiness, где рассказал, как построить бизнес без галстуков и ненужного формализма.

Кроме того, он создал консалтинговую компанию Delivering Happiness at Work, помогающую реализовывать принципы счастья в бизнесе корпорациям по всему миру. Возглавила этот стартап партнер Тони Шея Дженн Лим (Jenn Lim), также стоявшая у истоков Zappos.com.

В Zappos придумали разнообразные приемы и технологии, которые вызывают не просто мотивацию, а полную, безраздельную включенность в процесс, абсолютную концентрацию на своем деле и воодушевление от выполняемой деятельности.

Теоретическую базу такого состояния описал почетный профессор Чикагского университета Михай Чиксентмихай. Он назвал такой процесс вовлеченности «потоком» (Flow). Его монография получила всемирное признание, стала бестселлером и переведена сегодня на 30 языков мира.

В своем исследовании Чиксентмихай говорит о том, что сознание воспринимает биологические сигналы (чувство голода, сексуальное влечение и т.п.) и вырабатывает стратегию поведения. Например, желающий похудеть сознательно ограничивает поступления пищи в организм, и тот факт, что во имя определенной цели он переустраивает свою жизнь, создает благоприятные условия для попадания в состояние потока — процесса, где все душевные силы жертвуются на благо достижения цели, а человек становится на путь самосовершенствования.

Поток — это состояние человека, у которого горят глаза, который полностью вовлечен в свою деятельность, и максимально эффективен как работник. Такой человек, по мнению американского исследователя, счастлив, и именно он обладает максимальной привлекательностью на рынке труда.

Соавтор и разработчик методики изучения ценностных драйвов Values Profile, признанный эксперт в сфере управления изменениями и культурных трансформаций Эгберт Киндз считает, что в течение следующих 10 лет решающим конкурентным преимуществом будут обладать те компании, которые признают сотрудников своей основной ценностью.

Российские компании в большинстве своим пока что пользуются прежними способами мотивации. По данным AXES Management, в России ключевыми рычагами повышения вовлеченности сотрудников в работу являются предоставление карьерных возможностей (33 %) и подчеркивание ценности сотрудников (46 %). Есть, однако, и исключения.

В компании Enter, которая стремится занять нишу крупнейшего ритейлера в сегменте non-food, существует Управление счастья сотрудников, Отдел вовлечения персонала, а также fun-менеджер, который отвечает за атмосферу в компании. Для сотрудников создаются дополнительные поводы для радости: желтые пятницы или пятницы бабочек, когда можно прийти на работу в одежде соответствующего цвета или тематики. Офисное пространство наполнено необычными, яркими предметами, а open space разграничен табличками с веселыми названиями улиц. Все это создает в компании позитивную атмосферу, влияет на вовлеченность людей. В прошлом году уровень вовлеченности персонала в Enter составлял 73 %. Компания появилась в конце 2011 года, а уже в 2012 году ее оборот составил 3,1 млрд ₽ с НДС.1

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie