09 января 2025
Статья

Люди, технологии, стратегии: итоги и перспективы

Вместе со Школой управления СКОЛКОВО редакция «Больших идей» подготовила серию материалов об итогах 2024 года и прогнозах на ближайшее будущее. Основные тренды по мнению экспертов Школы — в материале inTrend.
Люди, технологии, стратегии: итоги и перспективы

Лидеры будущего — какие они?

В условиях разрастающегося разрыва между устоявшимися моделями и реальностью наступающего года лидерам вновь придется развивать давно известные качества, только еще более целенаправленно, осознанно и без иллюзий. Формально «новых» умений не существует — есть лишь усложненное применение старых, считает профессор бизнес-практики СКОЛКОВО Андрей Шапенко.

Среди основных качеств лидера, которые будут востребованы, эксперт выделяет:

  • непоколебимая личная ответственность. Лидер — это тот, кто может взять на себя ответственность и снять тревожность с команды;
  • умение формулировать ясные цели. Лидер XXI века — не просто менеджер процессов, но и архитектор смыслов;
  • глубокое понимание человеческой мотивации, умение собирать вокруг себя людей с помощью общих ценностей;
  • интеграция с технологиями без утраты человеческого лица, важно учиться соединять человеческое и нечеловеческое, находить в этом ценность и транслировать ее другим;
  • управление энергией и психическим здоровьем,
  • переформатирование страха и неуверенности в ресурс для роста: в умелых руках неопределенность может стать ресурсом — важно не убегать от нее, а структурировать ее;
  • умение выстраивать глубокие связи и сообщества, помнить, что люди — основной капитал;
  • скептическая открытость к инновациям: важно пробовать новое, но не забывать, что далеко не каждая революция ведет к прогрессу, возможно, гораздо эффективнее будет наладить уже существующий процесс и научиться делать хорошо старое.

Денис Конанчук, директор Департамента корпоративного обучения СКОЛКОВО, выделил основные тренды для формирования стратегии на 2025 год.

  • Поиск новых точек роста. Предыдущая модель роста, в которой компании жили последние три года (а некоторые — последние 15 лет), перестанет работать. Например, как расти дальше, если нет возможности привлекать заемные средства и инвестировать их в производство? Или как наращивать выручку, когда мы достигли потолка в привлечении новых клиентов и стоимость такого привлечения становится больше, чем доходы от него? Стратегически на это можно дать два ответа — с точки зрения технологической трансформации и на уровне обновления бизнес-модели.
  • Технологический переход. Значительное преимущество получат организации, которые инвестировали в технологии все последние годы. Еще одной значительной компетенцией для бизнеса станет технологическое партнерство.
  • Трансформация бизнес-модели. Компаниям предстоит заниматься усилением продуктовых брендов, чтобы оставаться в головах клиентов в топ-5 по своим сегментам, кроме того, стоит задуматься об улучшении клиентского опыта в каждой точке касания. Клиенто- и человекоцентричность становится одной из главных компетенций как на рынке B2C, так и для B2B.
  • Управленческое мышление. Сложность решаемых стратегических и управленческих задач будет состоять в том, что подсмотреть готовый ответ практически негде: на первый план выйдет способность самостоятельно изобретать подходящие решения и строить на них новую управленческую практику.

  • Полный текст материала

    Под угрозой GPT

    Как повлияет на российский бизнес деглобализация и популярность искусственного интеллекта, что будет происходить с ценностями внутри корпораций и институтом репутации на четвертый год после начала геополитического кризиса и будет ли меняться система управления людьми в условиях, когда привычные способы контроля и мотивации перестают работать?

    В наступающем году ИИ станет привычным инструментом работы с информацией. ИИ-инструменты будут встроены в привычные интерфейсы, включая поиск, и просто создадут еще один дополнительный слой нашей реальности. Это должно повлиять на скорость принятия решений — как частных, так и корпоративных, считает профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Светлана Миронюк.

    Коммуникации станут еще более сложными: искусственный интеллект окончательно станет невидимым помощником в сортировке и структурировании информационного потока. В то же время симулякры на основе цифровых следов изменят маркетинг, и одновременно с этим люди столкнутся с поляризацией в способах самовыражения — простота и экстравагантность будут доминировать, а долгоживущих героев сменят скоротечные звезды.

    Если раньше цифровой след был достоянием и собственностью индивида, то теперь на основе этого массива данных можно построить модели-симулякры для каждой отдельной личности, чтобы предсказывать поведение и реакции. Поведенческая экономика из концепта превратится в инструмент управления поведением, а парсинг контента для моделирования симулякра каждой личности вполне себе тянет на новую специальность.

    В информационном шуме будет слышно только самых громких или самых оригинальных, непохожих на других. Постоянный запрос на накал страстей и новизну обеспечит инфлюенсерам возможность быстрого взлета, но такой подход предусматривает и быструю сменяемость героев повестки дня.

    В 2025 году грядет усиление тренда на превращение платформ и маркетплейсов в новые большие медиа, считает эксперт. Торговые площадки становятся местом для коммуникаций не только для покупателей и продавцов: аккумулируя большую аудиторию, они формируют новые модели поведения и взаимодействия.


    Полный текст материала

    Команда — ресурс или люди?

    Как настроить баланс между пользой от работы сотрудников для компании и их личными целями, какие основные вызовы в менеджменте и HR в 2025 году?

    Пресыщение инновациями, гибридное управление и работа в аварийном режиме - основные тренды развития менеджмента на ближайшее время по мнению профессора бизнес-практики СКОЛКОВО Павла Алферова.

    Тема работы в аварийном или форсированном режиме остается актуальной для управленцев. 2025 год предоставит много возможностей для переключения организаций и подразделений в этот режим. Сейчас нарастает объем материалов по работе в этом режиме, но значительную помощь тут может оказать анализ опыта российских управленцев прошлых веков и десятилетий. Много чего интересного умели наши предшественники — пришло время перенимать этот опыт, считает эксперт.

    Революционных изменений ждать не стоит, «будет так же, но сложнее», уверена профессор бизнес-практики СКОЛКОВО Елена Витчак. Что это значит для топ-менеджеров? В этот период HR начнет задавать тон не только внутри компании, но и на уровне общества.

    Среди основных трендов, которые выделяет эксперт:

    • HR-службам вместе с руководителями придется персонализировать все: от карьерных треков до пакетов льгот. Интересы, потребности и благополучие сотрудников лежат в центре всех процессов и решений, корпоративная культура компании становится новым конкурентным преимуществом для привлечения сотрудников.
    • Демография против рынка труда. На одном рабочем месте впервые встретятся четыре поколения: от традиционалистов до Z и альфа. Управление этой «смесью» станет настоящим вызовом.
    • HR в облаке: платформенные решения на основе ИИ заметно изменят управление персоналом.
    • Экологическое лидерство: ESG (экология, социальная ответственность, управление) перестанет быть просто модным словом, компаниям придется учитывать эти принципы не только в стратегии, но и в кадровой политике.


    Полный текст материала

    (0)
    (0)

    Читайте также

    Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie