Статья

Книжная полка команды Центра трансформации образования СКОЛКОВО

Интенсивная работа и необходимость держать в голове одновременно несколько процессов часто заставляют нас откладывать прочтение интересующих нас книг на более подходящее время. Лето – самое время сделать перерыв и, наконец, взяться за прочтение накопившейся литературы. На случай, если ваша книжная полка уже пустует, а желание вдохновиться новыми идеями и мыслями не утихает, команда Центра делится с вами подборкой книг, чтобы вы смогли разделить с нами впечатления от прочитанного.
Книжная полка команды Центра трансформации образования СКОЛКОВО

Ричард Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!

Зачем читать эту книгу? Во-первых, она многослойная. Кто-то в ней найдет сборник юмористических рассказов об эпатажном ученом, а кто-то сможет распознать за этим юмором очень серьезные философские вопросы. Например, глава про инженерное мышление и ремонт радио «силой мысли». Или глава о невыносимой сложности применения теоретического знания на практике, в которой мистер Фейнман присутствовал на экзамене физиков. Еще эта книга иллюстрирует то, что даже великие ученые, нобелевские лауреаты могут быть не забронзовевшими, а очень интересными людьми с прекрасным чувством юмора и, самое главное, открытыми: к новым направлениям, типам деятельности, в которых они не профессионалы. Они готовы учиться и открывать для себя новое. Для меня это образ настоящего ученого, который не боится совершить ошибку, не боится признать, что он чего-то не знает, и все время готов искать новый путь, в том числе, пробовать себя в новых дисциплинах «с нуля».

Другие рекомендации Ольги:

  • Джексон М. С. (2003) Системное мышление: творческий холизм для менеджеров.
  • Зинченко А.П. (2000) Педагогическая инженерия.
  • Assegid Y. (2021) Leading With Heart
  • Duderstadt J. (2007) The View from the Helm.

Елена Пономарева, руководитель направления образовательных программ


Stephen M. Kosslyn, Ben Nelson & Bob Kerrey. Building the Intentional University: Minerva and the Future of Higher Education.

Помимо экскурса в “закулисье” громко стартовавшего в 2014 году проекта “Минерва”, книга привлекла мое внимание своим заголовком "Building the Intentional University" (слово "intentional" можно перевести как "намеренный, имеющий цель").
Здесь вы не найдёте историю проекта - книга фокусируется на концептах, философии и идеях, на которых основывается проект "Минерва" и состоит из трех частей: "What We Teach and Why" (что мы преподаем и почему мы это делаем), "How We Teach" (как устроен образовательный процесс), "Creating a New Institution" (создание новой институции).
Сейчас “Минерва” - это не только бакалавриат, но также и университет, предлагающий магистерские программы, программы для приглашенных исследователей и корпоративное обучение. Книга является рефлексией создателей и участников проекта о том, что они поняли в процессе проектирования и реализации “Минервы”: как переосмыслили для себя подходы к содержанию учебного плана, компетентностный профиль студента, организацию учебного процесса и многие другие очевидные и не очень вещи, из которых и состоит Университет.

Ольга Немирович, руководитель направления образовательных программ


Белл Кауфман. Вверх по лестнице, ведущей вниз.

Эта книга лежит на воображаемой книжной полке в моей голове с детства, а в твердом переплете на реальной полке появилась около года назад. Некоторое время моя мама была завучем школы и рассказывала мне, тогда ребенку, о “Лестнице, ведущей вниз”. Эта метафора абсурда засела в моей голове надолго как ощущение сложности и вязкости перемен в такой системе как школа.
Роман был написан учительницей Бел Кауфман в 1964 году и прославил ее на весь мир. Это история о непростой жизни школы, рассказанная молодой учительницей английской литературы. Интересна также писательская форма романа: он состоит из записок, документов, писем, школьных сочинений.
Несмотря на то, что книга написана почти 60 лет назад, я надеюсь вдохновиться ей в поиске решений проблем, актуальных для современной российской школы.

Другие рекомендации Ольги:

  • Мурашев А. (2021) Другая школа 2. Образование – не система, а люди.

Виктория Алеева, старший аналитик


Делия Оуэнс. Там, где раки поют

В прошлой жизни я была зоологом, может быть это послужило причиной, почему я не смогла пройти мимо этой книги. Речь пойдет о дебютном романе ученой-зоолога и защитницы природы Делии Оуэнс, которая больше 20 лет провела в Африке, изучая исчезающие виды животных и социальное поведение слонов. Ее роман возглавил списки бестселлеров по версии New York Times Fiction (2019) и The New York Times Fiction (2020). Также в июле 2022 года вышла экранизация, реализацией которой занималась продюсерская компания актрисы Риз Уизерспун.
Эта книга — ода природе и одиночеству. Как по мне, идеальное летнее чтение. Feel-good book, объединяющая в себе историю взросления и захватывающую детективную линию, загадка которой, открывается читателю на последних страницах.
Главная героиня романа — бесстрашная Киа, которая с 6-летнего возраста научилась выживать самостоятельно на прибрежных болотах Северной Каролины. Общество не принимает Кию, боится этого странного ребенка, поэтому дни на пролет она проводит в компании книг, а также живности, обитающей на болотах. Вдохновляющая история про покинутую всеми девочку, которая найдет свое место в науке, станет уважаемой исследовательницей и сделает крупный вклад в развитие биологии.

Дарья Комягина, аналитик


Sara Ahmed. Complaint!

Сара Ахмед рассуждает об обратной связи в различных институциональных контекстах. Интересно, что услышанная жалоба студентов или преподавателей в университете может быть признаком работающего сообщества.

Другие рекомендации Дарьи:

  • Лорд О. (2022) Сестра-отверженная.
    Эссе Одри Лорд – основа для интерсекциональной оптики. Вместе с Лорд можно разобраться, как работает системное угнетение – в том числе в академии.

Также рекомендуем к прочтению:

Лидерство и управленческий инструментарий:

  • Акофф Р., Магидсон Д., Эддисон Г. (2007) Идеализированное проектирование. Как предотвратить завтрашний кризис сегодня. Создание будущего организации.
    В оригинале “Idealized Design: How to Dissolve Tomorrow's Crisis...Today".
  • Барнетт Р. (2019) Экологический университет: осуществимая утопия.
  • Виссема Й. Г. (2016) Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период.
  • Кларк Б. Р. (2019) Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации.
  • Прохоров А. П. (2002) Русская модель управления.
  • Талеб Н. Н. (2017) Рискуя собственной шкурой.
  • Brown B. (2018) Dare to Lead: Brave Work. Tough Conversations. Whole Hearts.
  • Kezar A. (2018) How Colleges Change: Understanding, Leading, and Enacting Change.

Биография:

  • Жорнет К. (2020) Нет ничего невозможного.
  • Найт Ф. (2016) Продавец обуви.
  • Фейнман Р. Ф. (1985) Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
    В оригинале “Surely You’re Joking, Mr. Feynman!”
  • Хоуп Дж. (2016) Девушка из лаборатории.
    В оригинале “Lab Girl”.
  • Burton H. (2009) First Principles.

Философия:

  • Мамардашвили М. (2018) Беседы о мышлении.
  • Франкл В. (1990) Человек в поисках смысла.
  • Фуко М. (1963) Рождение клиники.
  • Чакрабарти Д. (2021) Провинциализируя Европу.

Педагогика:

  • Смыслова С. (2022) Проектирование образовательного опыта.

Художественная литература:

  • Коллинз С. (2008) Голодные игры.
    В оригинале “The Hunger Games”.
  • Уэбстер Д. (1915) Дорогой враг.
    В оригинале “Dear Enemy”.
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie